Компания Metso предлагает полный спектр решений для предприятий горнодобывающей промышленности.
От проектирования обогатительных фабрик до поставки оборудования, запасных частей и сервисных решений — мы обеспечиваем эффективность, надежность и устойчивость во всех процессах вашего предприятия.
Олово — это стратегически важный металл, который активно используют в электронике, химпроме, металлургии, энергетике и других отраслях.
С каждым годом спрос на него растёт вместе с увеличивающимся интересом промышленников к «зелёным» технологиям. В частности, олово требуется для изготовления литий-ионных аккумуляторов для электромобилей и фотоэлементов для солнечных панелей.
Однако не все страны, которые обладают запасами этого ископаемого, занимаются добычей и производством. И Казахстан находится в их числе.
Чтобы убедиться в этом, можно ознакомиться с отчётами Бюро национальной статистики. Ведомство ежемесячно публикует, сколько золота, меди, алюминия, свинца и прочих цветных металлов выпустили на предприятиях республики. Олова в этом перечне продукции нет.
Однако в Казахстане расположено месторождение Сырымбет, которое в различных источниках называют крупнейшим из неосвоенных месторождений олова в мире. Есть ли другие перспективные проекты и когда республика приступит к добыче металла в промышленных масштабах — разбираемся в новой статье.
Месторождение Сырымбет располагается в Айыртауском районе Северо-Казахстанской области. Участок находится в 280 км от областного центра (Петропавловск) и в 80 км от административного центра Акмолинской области (Кокшетау).
Сейчас доступ к объекту возможен по грунтовым дорогам и через железнодорожную станцию «Уголки» со строящейся погрузочно-разгрузочной площадкой (30 км от месторождения).
Как и многие другие крупные месторождения Казахстана, Сырымбет открыли ещё в советское время. В 1985 году на площади Сырымбетского рудного поля выявили промышленное оловянное оруденение (первичные руды).
Спустя несколько лет исследований геологи установили наличие оловоносных кор выветривания, которые представляли собой новый промышленный тип оловосодержащего сырья.
Сырымбет — это полиметаллическое месторождение, в рудах которого содержится как олово, так и другие ценные компоненты: медь, вольфрам, цинк, флюорит и пр.
Все понимают, что эксплуатация месторождения не может начаться сразу же после его открытия, но проект Сырымбет и вовсе растянулся на четыре десятилетия. Оценку минеральных ресурсов впервые провели в 2015 году, а предварительное ТЭО компания-оператор Tin One Mining составила в 2016 году.
Переоценку минеральных ресурсов как часть окончательного ТЭО выполнили в 2018 году.
В соответствии с кодексом JORC запасы Сырымбет составляют 123,3 млн т руды, 492,4 тыс. т олова (среднее содержание 0,4%) и 91,4 тыс. т меди (среднее содержание 0,07%).
Сейчас эти данные пересматривают в меньшую сторону, о чём мы скажем в следующем разделе.
Почему же месторождение так долго ждало своего часа? Причину объяснили в 2022 году, когда в Айыртауском районе СКО впервые провели общественные слушания по проекту.
«На территории Казахстана нет производства олова и никогда не было. К сожалению, для подобных производств не хватает компетенции и специалистов, чтобы разрабатывать столь крупные и масштабные проекты.
Поэтому мы использовали весь имеющийся международный опыт для того, чтобы подобрать наиболее оптимальные технологии, и учитывали это при строительстве. Для этого мы привлекали консорциум международных компаний из различных стран, в частности из Китая при выборе технологии по фьюмингованию олова», — отмечал вице-президент Tin One Mining Дмитрий Хван (цитата по inbusiness.kz).
На изучение технологических свойств окисленных и сульфидных руд и составление схем получения оловянного концентрата ушли долгие годы. Тем не менее Tin One Mining остановилась на комплексном подходе с включением метода фьюминга.
Фьюминг представляет собой извлечение летучих компонентов (олово, цинк, свинец и пр.) из расплавленных шлаков путём продувки их углеродсодержащей смесью или горячими газами при высоких температурах.
В проекте от 2022 года было указано, что на предприятии ежегодно будут перерабатывать до 2,5 млн т руды, а запасов Сырымбета хватит на 15 лет. Инвестор планировал запустить ГОК в 2025 году, однако по каким-то причинам этого так и не случилось.
Разобраться в этой достаточно закрытой истории проблематично, но известно, что недропользователь уже несколько лет не может выйти в плюс. В 2021 году убыток Tin One Mining составлял 66,9 млн тенге, в 2022-м — 572 млн тенге, в 2023-м — 32 млн тенге.
Три года назад во время презентации проекта стало известно, что из-за удорожания материалов и логистики компания проводит перерасчёт. Кроме того, недропользователю пришлось сменить подрядчика, а эта процедура требует долгих согласований с Банком развития Казахстана, который и выдаёт займы на проект.
После тех общественных слушаний строительство ГОКа на месторождении Сырымбет снова пропало из инфополя. Но в конце 2024 года появилась новость, давшая надежду на реальное становление оловянной отрасли Казахстана.
В конце октября прошлого года Solidcore Resources plc (бывший Polymetal) выкупила 55% акций предприятия за $82,5 млн.
Руководство компании объяснило интерес к месторождению Сырымбет своей «стратегией расширения и диверсификации в области металлов зелёной экономики».
Solidcore уточнил, что лицензионная территория месторождения участка составляет 10,15 кв. км. В 2024 году специалисты завершили поверочное бурение для подтверждения исторических результатов геологоразведки.
У компании большой опыт в переработке различных руд (проекты в РК и РФ), поэтому она взяла на себя модернизацию предложенной ранее технологической цепочки. Совет директоров Solidcore ещё должен одобрить начальные инвестиции в проект. Поэтому, вероятнее всего, строительство ГОКа в Северо-Казахстанской области стартует не позднее следующего года.
Читайте также: «Polymetal: золотодобытчик с казахстанской пропиской».
Казалось бы, в проекте наконец появилась ясность, но теперь возникли разночтения по ресурсной базе.
Представитель Solidcore в своём выступлении на июньском Astana Mining & Metallurgy Congress отметила, что в 2018 году запасы Сырымбета оценили в 206 тыс. т олова и 74 тыс. т меди, а сейчас компания наращивает базу.
Эти цифры в разы меньше указанных нами ранее данных — 492,4 и 91,4 тыс. т (хотя сам Solidcore ссылается на них в описании нового актива).
«Мы недавно закончили собственную переоценку запасов и вышли на 286 тыс. тонн олова и 55 тыс. тонн меди. Но это только центральная часть карьера. К 2028 году мы планируем запустить производство.
У проекта очень хорошее расположение — близко к Китаю, как основному потребителю олова», — заявила заместитель генерального директора по стратегическому развитию Solidcore Eurasia Аида Альжанова (цитата по изданию «Курсив»).
Судя по всему, это далеко не окончательные данные по количеству запасов олова, однако даже одно месторождение Сырымбет может вывести Казахстан в топ стран-производителей и экспортёров этого металла.
По последним данным Solidcore, на предприятии ежегодно будут производить 20 тыс. т оловянных и медных концентратов. Запасов месторождения Сырымбет хватит примерно до 2048 года.
Среди других возможных участков добычи стоить выделить месторождения, где олово является попутным компонентом: Акмая (оператор Akmaya Tungsten), Ахметкино (Creada Corporation), Бакенное (Огнёвский ГОК), Калай-Тапкан («СТА КАПИТАЛ»), Верхне-Баймурзинское, Караобинское и пр.
Однако все эти участки требуют дополнительного изучения, и для развития отрасли в целом недропользователям предстоит вложить немало средств в ГРР и подбор подходящих технологий переработки.
Тем не менее оловянную промышленность ждут весьма хорошие перспективы, и Казахстан может стать одним из ключевых игроков на мировом рынке. Весной этого года цена на металл на биржах уже превысила $32,5 тыс. за тонну. С учётом большого спроса на олово в высокотехнологичных отраслях, аналитики предрекают долгосрочный рост его стоимости.
Развитие добычи олова в Казахстане может способствовать не только экспорту сырья, но и созданию собственных производств с высокой добавленной стоимостью — например, выпуску припоев, сплавов и химических соединений на его основе.
Читайте также: «Добыча марганца в Казахстане: причины падения и перспективы».