ООО «РудХим»
Узнать больше Свернуть
Развернуть

ООО «РудХим» специализируется на производстве эмульгаторов, обратных эмульсий для горнорудной, нефтегазодобывающей промышленности и предприятий ведущих обработку металла.

Подробнее Свернуть
Нашли ошибку? Выделите ее мышкой
и нажмите
Ctrl + Enter
Поделиться:
Вы уже голосовали

Особенности модернизации НПЗ в Казахстане, или Почему в республике не строят 4-й завод

03.11.2022

Разговоры о строительстве в Казахстане четвёртого НПЗ идут давно и каждый раз на фоне дефицита топлива только усиливаются. Строительство нового нефтеперерабатывающего завода стало, без преувеличения, одним из самых обсуждаемых проектов в республике. Так почему же проект не сдвинулся с мёртвой точки?

НПЗ

Что нам стоит завод построить 

Идея построить четвёртый НПЗ появилась в 2009 году, вскоре после того, как остро встал вопрос о модернизации трёх существующих заводов: Атырауского, Павлодарского и Шымкентского. Тогда о проекте говорили много: все надеялись, что он позволит стабилизировать ситуацию на топливном рынке и поспособствует снижению цен на бензин и дизель. 

В апреле 2009-го появилась информация, что новый НПЗ построят там, где заканчивается нефтепровод Казахстан — Китай, и страна-партнёр выразила готовность присоединиться к проекту (финансами и технологиями).

Но встал вопрос о цене: модернизацию трёх старых заводов оценивали в $3,5 млрд, а строительство нового — в $6 млрд. В общем, тогда выбор министра энергетики и минеральных ресурсов Суата Мынбаева был сделан в пользу модернизации. 

Далее хронология событий выглядит так.

  • В октябре 2011-го вопрос о четвёртом НПЗ снова стал острым. Сауат Мынбаев, будучи в то время уже главой министерства нефти и газа, пообещал, что новый завод будет работать уже в 2019 году. 
  • В декабре 2012 года, на форуме инвесторов, компания «Казэнергорегион» предложила построить НПЗ в Северо-Казахстанской области. Однако серьёзно к этому предложению никто не отнёсся.
  • В сентябре 2013-го, когда в Казахстан приезжал председатель КНР Си Цзиньпин, снова заговорили о строительстве нефтеперерабатывающего завода «с нуля» и даже почти определились с датами. Строительство нового НПЗ запланировали начать в 2016 году, готов он должен был быть приблизительно в 2019-м, а потребность в нём появиться после 2025 года.
  • В январе 2014-го первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в Послании народу сказал, что «надо немедленно строить новый нефтеперерабатывающий завод».
  • В 2015 году в правительстве было решено построить НПЗ на территории Мангистауской области. 
  • По итогам 2016 года чиновники профильного министерства сообщили, что более 30% бензина в Казахстан завозится из России, но в 2018 году, после завершения модернизации трёх НПЗ, страна будет обеспечивать себя отечественными нефтепродуктами на 100%. Идею строительства четвёртого НПЗ в тот год активно не обсуждали. 
  • В 2018-м вопрос строительства четвёртого нефтеперерабатывающего завода снова поднял Нурсултан Назарбаев — на расширенном заседании правительства первый президент поручил ускорить решение вопроса по новому НПЗ. Тогда же выяснилось, что стоимость проекта возросла с $6 до $9 млрд.
  • 2019 год. Министр энергетики Канат Бозумбаев заявил, что нет необходимости в строительстве четвёртого НПЗ. Благодаря модернизации трёх заводов Казахстан обеспечил себя нефтепродуктами, а если ещё часть коммунального транспорта будет газифицирована и это даст экономию дизтоплива от 400 до 500 тысяч тонн, то до 2030 г. мощности нового завода вообще не будут нужны.
  • В 2022 году министр энергетики Болат Акчулаков констатировал, что вопрос строительства четвёртого НПЗ всегда актуален, но сейчас рассматривается немного в другой плоскости — как расширение мощностей Шымкентского НПЗ с 6 до 9 млн т переработки сырой нефти.

И снова грянул топливный кризис

Пик спроса на бензин и дизельное топливо традиционно приходится на конец августа — начало октября. Послепандемийный 2022 год исключением не стал. Модернизация трёх казахстанских НПЗ (которая обошлась не в $3,5 млрд, как предполагалось изначально, а в $6,3 млрд), закончилась в 2018 году и смогла почти полностью удовлетворить внутренний спрос на бензин, но с дизелем и авиакеросином не получилось. В разгар уборочной кампании топливный голод стал едва ли не самой главной проблемой страны. 

«По мере проведения модернизации  суммарная  мощность переработки  сырой нефти на заводах сократилась, заодно на заводе в Павлодаре отказались и от строительства установки по переработке казахстанской нефти. После завершения модернизации производственные  мощности трёх НПЗ с 14,2 млн тонн увеличились не до первоначально заявляемых 19,5–21 млн тонн, а всего до 17,5 млн тонн», — объяснил нюансы модернизации аналитик нефтегазового рынка Сергей Смирнов.

Тем не менее, как отрапортовали чиновники от Минэнерго, результат капитального обновления заводов — это не только немыслимо дешёвый бензин на казахстанских АЗС. Также:

  • заводы стали выпускать продукцию более высокого качества;
  • получилось снизить негативное воздействие на окружающую среду;
  • внутренний рынок обеспечен бензином и дизельным топливом на 95–100%.

Всё это можно трактовать так: четвёртый НПЗ стране не нужен.

Нефтегазовое оборудование

Но топливный кризис всё же случился, и все стали гадать, куда же делось дизельное топливо, которого должно быть вполне достаточно для проведения уборочной и для розничной реализации. Почему ГСМ реализуют по талонам либо в ограниченном объёме? 

Надо сказать, что версий на эту злободневную тему высказывалось предостаточно. 

Одни эксперты говорили, что все топливо отправили на экспорт: на нефтебазах нет ничего, и реально образовался дефицит ГСМ. Другие указывали на то, что в Казахстане неожиданно увеличился транзитный грузопоток. Пограничные службы даже озвучили цифры: ежедневно в страну заезжает около 4,5 тысяч большегрузов, из которых почти 70% фур с иностранными номерами.

«Действительно, транзитный грузопоток увеличился, но ведь именно это было одной из целей нашего правительства, и многое было сделано для того, чтобы увеличить транспортно-транзитный потенциал страны, превратив её в «транзитный хаб». Вместе с тем правительство стало предпринимать противоречащие этой цели действия. Например, ввели дифференцированное ценообразование. Стоимость резко возрастает (до 450 тенге за литр, — прим. ред.) в зависимости от объёма покупаемого дизтоплива и… гражданства водителей», — рассказал Сергей Смирнов.

Наконец, в кругу аналитиков рынка можно услышать и такую версию: казахстанское топливо контрабандными путями уходит в соседние страны. И кажется, что ближе всех к истине авторы именно этой версии. В казахстанских СМИ регулярно появляются новости, что пограничники задержали на границе тонны топлива, которое пытались незаконно вывезти из страны.

«Очень большой поток контрабанды идёт, к примеру, в Кыргызстан. Причём вывозят его отнюдь не в бензобаках транзитных машин, а в железнодорожных цистернах под видом печного топлива и других нефтепродуктов», — отметил г-н Смирнов.

Официальный представитель Агентства по финансовому мониторингу Алибек Абдилов даже обратился к простым казахстанцам с просьбой сообщать по телефонам доверия в круглосуточном режиме о фактах экспорта ГСМ под видом других нефтепродуктов, так как такие контрабандные перевозки с использованием подложных сопроводительных документов участились.

Почему бы не построить четвёртый завод

«Как способ решения проблемы с топливным кризисом в стране необходимо построить четвёртый нефтеперерабатывающий завод. Необходимость нового завода обсуждается уже много лет, но у чиновников всегда находятся аргументы затянуть, отложить или вообще отменить строительство», — отметил Сергей Смирнов.

Достаточно ли будет расширить Шымкентский НПЗ? Вопрос спорный, и даже у заинтересованных игроков топливного рынка республики нет чёткого мнения на этот счёт. 

50% Шымкентского завода принадлежит CNPC (Китайской национальной нефтегазовой корпорации), остальные 50% — Национальной компании «КазМунайГаз», то есть в расширении мощностей НПЗ должны быть в равной степени заинтересованы обе стороны.

В пользу варианта с Шымкентским НПЗ есть весомый аргумент — развитая инфраструктура для обеспечения поставки нефти.

В случае же с новым НПЗ нужно возводить инфраструктуру и организовать поставки нефти. Вопросы это непростые, особенно учитывая тот факт, что экспортировать нефть выгоднее, чем поставлять на внутренний рынок. Аналитики сходятся во мнении, что даже усилия правительства в виде дотирования нефтяных цен, если поставки идут на внутренний рынок, не очень-то стимулирует нефтедобытчиков переориентировать поставки с дальнего зарубежья на внутренний рынок.

Согласно статистическим данным, в 2021 году в Казахстане добыто 85,7 млн тонн нефти и газового конденсата, из которых порядка 67,6 млн тонн экспортировано, что составило 79%. 

«Если четвёртый НПЗ спроектировать под высоковязкую нефть с месторождений Каламкас, Жетыбай, Бузачи и Каражанбас, то вполне реально загрузить завод на полную мощность. К тому же можно наладить выпуск моторных масел, которые у нас в Казахстане всегда в дефиците. Однако заинтересованности профильного министерства в строительстве нового НПЗ пока не видно», — сказал Сергей Смирнов.

А между тем акимат Улытауской области совместно с министерством национальной экономики объявили, что до 2026 года построят небольшой нефтеперерабатывающий завод в Жезказгане за 480 млрд тенге мощностью один млн тонн в год…  


Поделиться:

Понравился материал?
Подпишитесь на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц.

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с Правилами пользования и Политикой конфиденциальности 

Другие материалы

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли

популярное на сайте
Подпишитесь на наш Телеграм-канал Свернуть

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли