ESAB - один из мировых лидеров по производству оборудования для сварки и резки металлов. Компания создает оборудование для ручной и автоматизированной сварки и резки, сварочные материалы и средства защиты. В Центральной Азии ESAB действует с 2007 года, является одной из крупнейших сварочных компаний с широкой сетью дистрибьюторов в Казахстане и Узбекистане.
Разговоры о строительстве в Казахстане четвёртого НПЗ идут давно и каждый раз на фоне дефицита топлива только усиливаются. Строительство нового нефтеперерабатывающего завода стало, без преувеличения, одним из самых обсуждаемых проектов в республике. Так почему же проект не сдвинулся с мёртвой точки?
Идея построить четвёртый НПЗ появилась в 2009 году, вскоре после того, как остро встал вопрос о модернизации трёх существующих заводов: Атырауского, Павлодарского и Шымкентского. Тогда о проекте говорили много: все надеялись, что он позволит стабилизировать ситуацию на топливном рынке и поспособствует снижению цен на бензин и дизель.
В апреле 2009-го появилась информация, что новый НПЗ построят там, где заканчивается нефтепровод Казахстан — Китай, и страна-партнёр выразила готовность присоединиться к проекту (финансами и технологиями).
Но встал вопрос о цене: модернизацию трёх старых заводов оценивали в $3,5 млрд, а строительство нового — в $6 млрд. В общем, тогда выбор министра энергетики и минеральных ресурсов Суата Мынбаева был сделан в пользу модернизации.
Далее хронология событий выглядит так.
Пик спроса на бензин и дизельное топливо традиционно приходится на конец августа — начало октября. Послепандемийный 2022 год исключением не стал. Модернизация трёх казахстанских НПЗ (которая обошлась не в $3,5 млрд, как предполагалось изначально, а в $6,3 млрд), закончилась в 2018 году и смогла почти полностью удовлетворить внутренний спрос на бензин, но с дизелем и авиакеросином не получилось. В разгар уборочной кампании топливный голод стал едва ли не самой главной проблемой страны.
«По мере проведения модернизации суммарная мощность переработки сырой нефти на заводах сократилась, заодно на заводе в Павлодаре отказались и от строительства установки по переработке казахстанской нефти. После завершения модернизации производственные мощности трёх НПЗ с 14,2 млн тонн увеличились не до первоначально заявляемых 19,5–21 млн тонн, а всего до 17,5 млн тонн», — объяснил нюансы модернизации аналитик нефтегазового рынка Сергей Смирнов.
Тем не менее, как отрапортовали чиновники от Минэнерго, результат капитального обновления заводов — это не только немыслимо дешёвый бензин на казахстанских АЗС. Также:
Всё это можно трактовать так: четвёртый НПЗ стране не нужен.
Но топливный кризис всё же случился, и все стали гадать, куда же делось дизельное топливо, которого должно быть вполне достаточно для проведения уборочной и для розничной реализации. Почему ГСМ реализуют по талонам либо в ограниченном объёме?
Надо сказать, что версий на эту злободневную тему высказывалось предостаточно.
Одни эксперты говорили, что все топливо отправили на экспорт: на нефтебазах нет ничего, и реально образовался дефицит ГСМ. Другие указывали на то, что в Казахстане неожиданно увеличился транзитный грузопоток. Пограничные службы даже озвучили цифры: ежедневно в страну заезжает около 4,5 тысяч большегрузов, из которых почти 70% фур с иностранными номерами.
«Действительно, транзитный грузопоток увеличился, но ведь именно это было одной из целей нашего правительства, и многое было сделано для того, чтобы увеличить транспортно-транзитный потенциал страны, превратив её в «транзитный хаб». Вместе с тем правительство стало предпринимать противоречащие этой цели действия. Например, ввели дифференцированное ценообразование. Стоимость резко возрастает (до 450 тенге за литр, — прим. ред.) в зависимости от объёма покупаемого дизтоплива и… гражданства водителей», — рассказал Сергей Смирнов.
Наконец, в кругу аналитиков рынка можно услышать и такую версию: казахстанское топливо контрабандными путями уходит в соседние страны. И кажется, что ближе всех к истине авторы именно этой версии. В казахстанских СМИ регулярно появляются новости, что пограничники задержали на границе тонны топлива, которое пытались незаконно вывезти из страны.
«Очень большой поток контрабанды идёт, к примеру, в Кыргызстан. Причём вывозят его отнюдь не в бензобаках транзитных машин, а в железнодорожных цистернах под видом печного топлива и других нефтепродуктов», — отметил г-н Смирнов.
Официальный представитель Агентства по финансовому мониторингу Алибек Абдилов даже обратился к простым казахстанцам с просьбой сообщать по телефонам доверия в круглосуточном режиме о фактах экспорта ГСМ под видом других нефтепродуктов, так как такие контрабандные перевозки с использованием подложных сопроводительных документов участились.
«Как способ решения проблемы с топливным кризисом в стране необходимо построить четвёртый нефтеперерабатывающий завод. Необходимость нового завода обсуждается уже много лет, но у чиновников всегда находятся аргументы затянуть, отложить или вообще отменить строительство», — отметил Сергей Смирнов.
Достаточно ли будет расширить Шымкентский НПЗ? Вопрос спорный, и даже у заинтересованных игроков топливного рынка республики нет чёткого мнения на этот счёт.
50% Шымкентского завода принадлежит CNPC (Китайской национальной нефтегазовой корпорации), остальные 50% — Национальной компании «КазМунайГаз», то есть в расширении мощностей НПЗ должны быть в равной степени заинтересованы обе стороны.
В пользу варианта с Шымкентским НПЗ есть весомый аргумент — развитая инфраструктура для обеспечения поставки нефти.
В случае же с новым НПЗ нужно возводить инфраструктуру и организовать поставки нефти. Вопросы это непростые, особенно учитывая тот факт, что экспортировать нефть выгоднее, чем поставлять на внутренний рынок. Аналитики сходятся во мнении, что даже усилия правительства в виде дотирования нефтяных цен, если поставки идут на внутренний рынок, не очень-то стимулирует нефтедобытчиков переориентировать поставки с дальнего зарубежья на внутренний рынок.
Согласно статистическим данным, в 2021 году в Казахстане добыто 85,7 млн тонн нефти и газового конденсата, из которых порядка 67,6 млн тонн экспортировано, что составило 79%.
«Если четвёртый НПЗ спроектировать под высоковязкую нефть с месторождений Каламкас, Жетыбай, Бузачи и Каражанбас, то вполне реально загрузить завод на полную мощность. К тому же можно наладить выпуск моторных масел, которые у нас в Казахстане всегда в дефиците. Однако заинтересованности профильного министерства в строительстве нового НПЗ пока не видно», — сказал Сергей Смирнов.
А между тем акимат Улытауской области совместно с министерством национальной экономики объявили, что до 2026 года построят небольшой нефтеперерабатывающий завод в Жезказгане за 480 млрд тенге мощностью один млн тонн в год…