ESAB - один из мировых лидеров по производству оборудования для сварки и резки металлов. Компания создает оборудование для ручной и автоматизированной сварки и резки, сварочные материалы и средства защиты. В Центральной Азии ESAB действует с 2007 года, является одной из крупнейших сварочных компаний с широкой сетью дистрибьюторов в Казахстане и Узбекистане.
Рынок моторного топлива в Казахстане периодически оказывается в условиях острого дефицита, с которым надо бороться, но пока непонятно как.
После модернизации казахстанские НПЗ увеличили выпуск светлых нефтепродуктов. Однако внедрение новых технологий не спасло страну от топливных кризисов, и у отдельных экспертов уже есть опасения, что ситуация в нефтепереработке складывается непростая.
В общем-то, повод обратить свой критический взгляд на проблемы топливной промышленности экспертному сообществу дал опубликованный в конце октября проект постановления правительства, согласно которому «Информационно-аналитический центр нефти и газа» планируется переименовать в «Ситуационно-аналитический центр топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан». В пояснительной записке острая необходимость изменить название объяснялась так:
«Создание «Ситуационно-аналитического центра топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан» позволит ускорить процесс принятия важных решений за счёт своевременного предоставления правительству оперативной, структурированной и корректной информации по топливно-энергетическому комплексу страны, а также организовать коллективную работу высших руководителей, экспертов и аналитиков для эффективного управления в современных условиях».
Впрочем, по оценкам экспертов, такой нейминг от Минэнерго говорит не только о расширении функций Центра (теперь в его ведении не только нефть и газ, а решение вопросов всего топливно-энергетического комплекса). Истинная причина лежит гораздо глубже: рынок нефтепродуктов непрозрачен, внятной политики по обеспечению внутренних потребностей страны в ГСМ просто не существует. И осенний топливный кризис в очередной раз эту теорию доказал.
Между тем программа модернизации трёх казахстанских нефтеперерабатывающих заводов завершилась ещё осенью 2018-го. Хотя поставленных целей не достигли: общие производственные мощности планировалось увеличить с 14,2 до 19,5–21 млн тонн, а получилось до 17,5 млн тонн (по другим данным, потенциал переработки вырос до 18,5 млн тонн в год). Но всё равно ответственные чиновники убеждали, что энергетическая безопасность страны в части удовлетворения внутренней потребности в нефтепродуктах обеспечена полностью… И эти уверения вселяли во всех оптимизм.
Но в послепандемийные годы во многих регионах Казахстана дизтопливо к началу уборочной кампании снова стало исчезать. Все вспомнили про талоны, карточки, ограничения на отпуск… К этим стандартным мерам, направленным на борьбу с дефицитом, в 2022 году добавилась ещё одна — дифференцированное ценообразование (когда стоимость возрастает в два раза в зависимости от объёма покупаемого горючего и для водителей с иностранным гражданством).
«Потребление топлива растёт быстрыми темпами: увеличилось количество автотранспорта, сильно вырос транзитный грузопоток. Три имеющихся нефтеперерабатывающих завода: Атырауский, Шымкентский и Павлодарский — просто не справляются с обеспечением внутреннего рынка необходимыми объёмами ГСМ. Сейчас перед отраслью стоят новые задачи и существует довольно много факторов, которые могут повлиять на успешность проектов в нефтепереработке», — объяснил причины топливных кризисов аналитик нефтегазового рынка Сергей Смирнов.
По официальным данным, потенциал переработки нефти на трёх обновлённых нефтеперерабатывающих заводах Казахстана увеличен до 17,5 млн тонн в год (+20% к домодернизационному периоду).
Однако если прочитать годовые отчёты нацкомпании «КазМунайГаз» (КМГ), то суммарная мощность трёх НПЗ по переработке нефти после модернизации выросла на 16,3%, до 16,1 млн тонн в год: ни один из заводов после обновления нефтеперерабатывающих мощностей не был загружен на максимальную мощность.
Также программа модернизации НПЗ была нацелена на повышение глубины переработки до 90%. Но по факту даже у самого продуктивного Шымкентского завода глубина переработки на сегодня составляет 88,7%.
Давайте ещё раз попробуем взглянуть на модернизированные НПЗ чуть издали, чтоб картина была полнее.
Атырауский нефтеперерабатывающий завод в домодернизационный период мог переработать 4,9 млн тонн нефти в год. Это самый старый завод из всех казахстанских НПЗ. Он был построен по американскому проекту по программе ленд-лиза ещё в 1945 году.
До того, как была принята программа по модернизации 2009 года, на заводе дважды проводились капитальные работы, и в целом этот завод потребовал самых больших финансовых затрат.
Эксперт нефтяной отрасли, доктор экономических наук, профессор Олег Егоров, отвечая на вопросы о целесообразности миллиардных вливаний в Атырауский НПЗ, называл этот объект дряхлым, устаревшим морально и физически и приводил пример, что в той же Японии такие объекты продают не дороже, чем за один доллар.
Между тем правительство не отказывалось от идеи осовременить завод, сколько бы денег это ни потребовало. В постановлении правительства РК № 776 (от 3 августа 2010 года) сообщалось, что на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе планируется:
Вообще, как рассказывал Олег Егоров, Атырауский НПЗ пережил несколько этапов модернизации. Но достичь заявленных параметров по качеству топлива (глубины переработки нефти 85–92%) никак не получалось.
По мнению г-на Егорова, виноваты в этом были не японские технологии (над третьим этапом модернизации в 2002–2006 гг. работали японские компании Marubeni Corporation и JGC Corporation, стоимость проекта в 2001 году оценивалась в $370 млн), а нестабильный состав сырья, который поступал на переработку (смесь нефти с разных месторождений).
В декабре 2011 года в Атырау состоялось торжественное подписание договора на строительство Комплекса глубокой переработки нефти (КГПН) в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана. К проекту подключилась китайская компания Sinopec Engineering, которая, собственно, и отвечала за реализацию этого проекта.
Организацией финансирования от Японского банка международного сотрудничества занималась, соответственно, японская компания Marubeni Corporation, а АО НГСК «КазСтройСервис» должен был курировать вопросы строительства и снабжения.
Задачи ставились следующие: к 2015 году увеличить глубину переработки нефти до 85%, производить моторные топлива, соответствующие требованиям «Евро-5», и перерабатывать тёмные нефтепродукты. Комплекс рассчитан на переработку 2,4 млн тонн сырья (мазут, вакуумный газойль) в год. Оценивался проект в $1,7 млрд.
В разное время к проекту по модернизации Атырауского НПЗ подключались французская Axens, британская UOP, итальянская Foster Wheeler и российский «Омскнефтехимпроект».
Сейчас на сайте Атырауского НПЗ сообщается, что инвестиционный проект «Строительство КГПН на Атырауском НПЗ» был запущен в декабре 2012 года, а в 2018-м проект был успешно реализован. Основные показатели проекта КГПН такие:
«Кроме этого, на Атырауском НПЗ китайская компания установила оборудование по производству параксилола и бензола. Схема там такая: можно переключить переработку сырой нефти на топливо (бензин, дизель) либо производить параксилол и бензол», — рассказал Сергей Смирнов.
В апреле 2020 года пресс-служба «КазМунайГаза» сообщила, что бензол и параксилол, производимые на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе, прошли международную сертификацию REACH и получили право на экспорт в страны Европейского союза.
Впрочем, модернизация завода продолжается. Европейский банк реконструкции и развития открыл для завода кредитную линию на $80 млн по проекту модернизации водоочистных сооружений, рекультивации существующего открытого подводящего канала сточных вод и полей испарения. Реализовать проект планируется до конца 2023 года.
В 1978 году в эксплуатацию была введена первая очередь Павлодарского НХЗ — комплекс ЛК-6У по первичной переработке нефти мощностью 6 млн тонн в год. Но в полную силу завод не работал (переработка была в районе 5 млн тонн).
Иначе бы программа по модернизации 2010 года не ставила своей целью довести мощность завода до 6 млн тонн в год. Уже в 2013-м планировалось, что глубина переработки нефти будет увеличена до 90%, а качество нефтепродуктов повысится до стандарта «Евро-4». Но осуществить эти планы в то время не получилось.
Вообще самым тяжёлым периодом в истории Павлодарского НХЗ были 90-е. Завод, ориентированный на переработку сырья с западносибирских месторождений, после развала Союза в основном простаивал. Тот небольшой объём нефти, который перерабатывало предприятие, поступал по давальческой схеме (то есть сырьё не покупалось, а завод оказывал услуги по переработке нефти и полученные нефтепродукты возвращал).
В 1997 году инвестором стала американская компания CCL OIL LTD, но, как сообщается на сайте завода, «инвесторы не выполнили обязательства по техническому и социальному развитию предприятия и не обеспечили стабильную работу, поэтому в 2000-м имущественный комплекс завода был вновь возвращён государству».
В период с 2000 по 2009 гг. завод работал и даже самостоятельно делал какие-то инвестиции в своё собственное развитие. В то время были построены установки переработки нефтешлама, грануляции серы, производства водорода; приобретены контрольно-измерительные, диагностические приборы и системы; обновлены товарная лаборатория и автотранспортный парк предприятия.
В августе 2009 года завод вошёл в группу компаний АО «НК «КМГ», и с этого времени очевидна стала необходимость модернизации. В этот же год Казахстан запретил экспорт нефтепродуктов.
«Россияне тогда тоже хотели приобрести долю в Павлодарском заводе, кажется, «Газпром нефть» присматривалась к активу, но не смогла договориться о его приобретении или передумала», — рассказал Сергей Смирнов.
В 2012 завод заключил контракт на услуги по разработке проектно-сметной документации «Модернизация ПНХЗ» с итальянской компанией Technip Italy S.p.A. и ТОО «ИК Казгипронефтетранс». Но спустя год руководство завода снова подписало бумаги на разработку документации, но уже с румынской компанией SC Rominserv SRL. В 2014 г. контракт с итальянцами был расторгнут, и SC Rominserv SRL стала единственным ответственным исполнителем проекта.
Так же, как и в случае с Атырауским НПЗ, к реализации проекта модернизации Павлодарского завода в той или иной степени были причастны британская UOP Limited, итальянская Siirtec Nigi, датская Haldor Topsoe. В реализации проекта также участвовали китайская NFC и российские АО «Владимиртепломонтаж», ПАО «Омскнефтехимпроект», ОАО «ВНИПИнефть».
В конце 2016 года завод отчитался, что в рамках проекта по модернизации были доставлены и установлены два негабаритных реактора гидроочистки дизельного топлива Р-301/1 и Р-301/2 весом более 500 тонн каждый для комплекса первичной переработки нефти (ЛК-6У).
В апреле 2017 года на Павлодарском нефтехимическом заводе были подписаны акты о завершении строительно-монтажных работ на новых технологических комплексах, а именно:
Подрядные работы выполнялись китайской компанией NFC и румынской Rominserv SRL.
В ноябре 2017 года на Павлодарском заводе была получена первая партия бензина АИ-92 экологического класса К4.
В результате модернизации комплекса глубокой переработки нефти (КТ-1) реконструированы установка гидроочистки вакуумного газойля и реакторно-регенераторный блок (РРБ) установки каталитического крекинга. Это позволило увеличить мощность переработки гидроочищенного вакуумного газойля с 1 250 до 1 900 тысяч тонн в год.
На завод также поставили катализаторы лицензиаров технологических процессов гидроочистки нафты, гидроочистки дизельного топлива и керосина производства датской компании Haldor Topsoe. Как объясняют специалисты, в основе лицензионного процесса изомеризации лежит технология Penex, которая считается одной из лучших для повышения октанового числа бензина (лицензиар — фирма UOP).
Как теперь отмечают в компании, хотя капитальный ремонт 2017 года стал самым длительным, но зато теперь Павлодарский нефтехимический завод перешёл на увеличенный межремонтный цикл. Если раньше нужно было ежегодно проводить ремонт с полной остановкой завода, то теперь это будут делать раз в три года, и полностью завод останавливать из-за этого не придётся.
Интересно, что запустить устройства сразу после завершения модернизации не получилось: на установке производства водорода обнаружилось повреждение. Чтобы отремонтировать, пришлось заказать деталь из Великобритании (компания — изготовитель печи парового риформинга УПВ — это Amec Foster Wheeler) и высококвалифицированного сварщика из Италии (компания Errezeta Ltd.).
Только в конце декабря 2017 года УПВ вывели на проектную мощность, и завод приступил к производству дизельного топлива класса К4.
В 2021 году на Павлодарском и Атырауском заводах были внедрены базы для «цифрового двойника» — системы управления инженерными данными «3D Генплан». Также в рамках программы цифровой трансформации этих двух заводов внедряются точные инженерные модели технологических установок. В специальной программе HYSYS разрабатываются «цифровые двойники» технологических процессов.
Кроме того, на ПНХЗ подписан ЕРС-контракт (проектирование, закупка и строительство) с подрядчиком на реализацию проекта «Строительство установки очистки СУГ» мощностью 100 тысяч тонн в год, срок реализации — 2023 год. Ещё на заводе планируется реализация проекта «Реконструкция установки гидроочистки дизельного топлива с интеграцией блока депарафинизации» мощностью 160 тысяч зимнего дизельного топлива в год, сроки реализации — до 2024 года.
Шымкентский завод (ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс»), самый новый из трёх НПЗ Казахстана, построен в 1985 году. С 1991 года заводом управляла канадская компания «Харрикейн Хайдрокарбонз Лтд.». Но позже, в 2005 году, активы приобрела CNPCI, дочернее подразделение «Китайской национальной нефтегазовой корпорации».
Кстати, «Газпром нефть» также заявляла о своём интересе к заводу, но в партнёры «Казмунайгаз» предпочёл пригласить китайскую CNPCI.
По плану модернизации от казахстанского правительства на ТОО «Петро Казахстан Ойл Продактс» уже к 2014 году мощности по переработке нефти должны быть увеличены до 6 млн тонн в год, глубина переработки — до 90%, а качество нефтепродуктов увеличено до стандарта «Евро-4».
Между тем в истории компании 2014-й год (когда был подписан контракт на установки изомеризации) считается только началом процесса масштабного обновления технологических мощностей. Хотя модернизация ШНПЗ также проводилась в рамках Государственной программы ФИИР, а генеральным подрядчиком была определена СРЕСС (КНР).
«С модернизацией Шымкентского завода тоже было непросто. Чуть меньше 50% принадлежит «Казмунайгазу», а остальные — китайской CNPC. И китайская сторона не спешила начинать модернизацию», — сказал Сергей Смирнов.
Модернизация завода проходила в два этапа:
В рамках второго этапа проекта завершён монтаж крупногабаритного реактора R-1001 и регенератора R-1002 установки каталитического крекинга RFCC мощностью 2 млн тонн в год.
Чтобы всё это могло эффективно функционировать, потребовалось строительство свыше 20 объектов общезаводского хозяйства.
Как отмечают эксперты, модернизацию Шымкентского завода прежде всего отличают масштабность и высокая технологичность. И всё это делалось по контрактам ЕРС (то есть под ключ).
Над проектом работали пять проектных институтов Китая, которые подготовили около 15 тысяч рабочих чертежей, и все эти чертежи нужно было адаптировать к требованиям казахстанских стандартов и нормативов. Адаптацией, как и авторским надзором, занималось ТОО «ИК «КазГипроНефтеТранс».
Сейчас Шымкентский НПЗ работает стабильно и полностью выполняет поставленные планы, это отметил председатель правления АО НК «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев во время рабочего визита в августе 2022 года (в самый пик топливного кризиса в Казахстане). Более того, Мирзагалиев подчеркнул, что выработка дизтоплива идёт с перевыполнением плана на 1 100 тонн.
Однако даже столь масштабная работа завода не смогла обеспечить казахстанский рынок дизтопливом, и запланированный ремонт Шымкентского НПЗ пришлось перенести на 2023 год. Теперь от Шымкентского завода хотят ещё больше — расширить мощности предприятия с 6 до 9 млн тонн переработки сырой нефти. По крайней мере, об этом заявил министр энергетики Болат Акчулаков во время брифинга в сентябре 2022 года.