ESAB - ваш партнер в сварке и резке
Узнать больше Свернуть
Развернуть

ESAB - один из мировых лидеров по производству оборудования для сварки и резки металлов. Компания создает оборудование для ручной и автоматизированной сварки и резки, сварочные материалы и средства защиты. В Центральной Азии ESAB действует с 2007 года, является одной из крупнейших сварочных компаний с широкой сетью дистрибьюторов в Казахстане и Узбекистане.

Подробнее Свернуть
Нашли ошибку? Выделите ее мышкой
и нажмите
Ctrl + Enter
Поделиться:
Вы уже голосовали

Хроника КТК: об ограничениях экспорта казахстанской нефти

05.09.2022

В последнее время вопрос экспорта казахстанской нефти всё чаще оказывается на слуху. Хорошо, если бы в СМИ мелькали только позитивные новости, однако в основном там говорится, что главные «ворота» Казахстана для выхода нефти в мир работают с перебоями.

Что сейчас происходит с Каспийским трубопроводным консорциумом? Насколько из-за ограничений отгрузок пострадает объём экспорта в республике?

Нефтяной терминал

Оглянемся назад

Неурядицы начали преследовать КТК ещё с 2021 года. 7 августа на морском терминале под Новороссийском произошёл разлив нефти. Как тогда объяснили специалисты, во время загрузки нефти на танкер вышел из строя гидрокомпенсатор одного из выносных причальных устройств. В итоге КТК заплатил немалый штраф за причинённый окружающей среде ущерб — 5,28 млрд рублей.

Однако можно сказать, что штраф — это были ещё «цветочки», поскольку объём экспорта за тот год нисколько не пострадал, а даже немного вырос. Если сравнить показатели с 2020 годом, то на терминале КТК отгрузили примерно на 3% больше нефти, а именно 60 727 798 т нефти брутто.

А вот события нынешнего года действительно ударили по нефтяной отрасли Казахстана.

Работы при разливе нефти

Первые проблемы в 2022-м

Злую шутку с нефтяным трубопроводом «Тенгиз-Новороссийск» сыграла природа весной текущего года. Из-за аномальных штормов на Чёрном море у 3-го выносного причального устройства сместился силовой каркас одного из плавучих шлангов. 21 марта ВПУ срочно вывели из эксплуатации, чтоб не повторилась прошлогодняя ситуация с разливом нефти. 

В марте один пресс-релиз компании следовал за другим: после временного прекращения эксплуатации ВПУ-3 пришлось остановить работу и ВПУ-2. Критические повреждения шлангов внутреннего рукава устройства значительно замедлили транспортировку нефти.

Весь удар на себя взяло единственно работающее ВПУ. В результате из-за необходимости остановок на ремонт Казахстан, по оценкам специалистов, должен потерять в объёме добычи нефти около 320 тыс. баррелей в сутки (1,3 млн т). 23 апреля ВПУ-3 вернули в эксплуатацию, а в мае уже все 3 устройства заработали в полную силу.

Беда не приходит одна

Стабильная транспортировка нефти на КТК длилась до начала августа. В своём сообщении от 3 августа компания заявила, что общий объём перекачки нефти по главному нефтяному «коридору» Казахстана значительно снизился.

На это повлияли ремонт на головном участке трубопроводной системы КТК, приведший к уменьшению получения нефти с Тенгизского нефтяного месторождения, а также приостановка работы на крупнейшем месторождении страны Кашаган. 

На территории одного из производственных участков Кашагана произошла утечка газа. Подвело оборудование: из-за коррозии треснула газопроводная труба. Восстановительные работы длились около недели, а в ночь с 9 на 10 августа началось поэтапное восстановление мощностей производства.

КТК не стал приводить конкретных данных, как происшествие повлияло на транспортировку нефти, однако факт остаётся фактом: экспорт нефти пострадал в очередной раз за год.  

нефть

Так уже было в марте

Мартовский сценарий ограничения транспортировки нефти КТК повторился всего лишь спустя пару месяцев. Во время планового осмотра выносных причальных устройств в конце августа 2022 года водолазы обнаружили, что у двух из трёх ВПУ появились трещины в местах крепления подводных рукавов к танкам плавучести.

Нефтяной терминал

Общество ABS, занимающееся контролем безопасной эксплуатации оборудования, посчитало, что поломка могла возникнуть из-за суровых зимних гидрометеоусловий. ABS вместе с компанией-производителем IMODCO настоятельно порекомендовали консорциуму вывести ВПУ-1 и ВПУ-2 из эксплуатации, чтобы заменить танки плавучести.   

Консорциум снова остался с одним работающим устройством: на данный момент отправка нефти осуществляется лишь через ВПУ-3. Проверка от 24 августа признала его пригодным к эксплуатации, поэтому экспорт нефти хотя бы не парализовало полностью.

Какие есть прогнозы

Пока сам Каспийский трубопроводный консорциум не дал окончательных прогнозов, когда закончится ремонт двух ВПУ. Известно лишь то, что компания разработала техническое задание и практически завершила предквалификационный отбор подрядчиков для замены танков плавучести.

С помощью ВПУ-3 на нефтепроводе будут отгружать до 3,5 млн т нефти ежемесячно. Это примерно в 1,8 раз меньше по сравнению с максимальным показателем 2020 года. В марте того года КТК отгрузил 6,4 млн нефти.

При этом министр энергетики РК Болат Акчулаков заявил 1 сентября, что казахстанский экспорт нефти идёт без ограничений. По словам министра, ВПУ-3 обеспечивает 60% работы всего КТК, и этого вполне достаточно, потому что нефтедобыча и работа поставщиков идут не столь активно, как прежде.

Буровая нефтяная установка

Однако не все мнения специалистов совпадают с суждением г-на Акчулакова. Например, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности РФ Станислав Митрахович считает, что ограничение экспорта на КТК негативно повлияет на экономику Казахстана, поскольку через нефтепровод «Тенгиз-Новороссийск» отправляют около 80% нефти.

Время, а точнее годовой отчёт КТК покажут, чьё мнение было ближе к истине. Однако правительство Казахстана уже занялось поиском альтернативных путей доставки сырья, чтобы контролировать ситуацию с ограничением экспорта.

В частности, министр энергетики РК недавно заявил, что резервные объёмы нефти могут направить в Китай, а также договориться о партнерстве с Ираном и Азербайджаном. Хотя КТК, конечно же, останется приоритетным путём отправки чёрного золота, по крайней мере, на ближайшие годы.  


Поделиться:
  • Другие материалы

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли

  • популярное на сайте
  • Подпишитесь на наш Телеграм-канал Свернуть

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли