ESAB - один из мировых лидеров по производству оборудования для сварки и резки металлов. Компания создает оборудование для ручной и автоматизированной сварки и резки, сварочные материалы и средства защиты. В Центральной Азии ESAB действует с 2007 года, является одной из крупнейших сварочных компаний с широкой сетью дистрибьюторов в Казахстане и Узбекистане.
В последнее время вопрос экспорта казахстанской нефти всё чаще оказывается на слуху. Хорошо, если бы в СМИ мелькали только позитивные новости, однако в основном там говорится, что главные «ворота» Казахстана для выхода нефти в мир работают с перебоями.
Что сейчас происходит с Каспийским трубопроводным консорциумом? Насколько из-за ограничений отгрузок пострадает объём экспорта в республике?
Неурядицы начали преследовать КТК ещё с 2021 года. 7 августа на морском терминале под Новороссийском произошёл разлив нефти. Как тогда объяснили специалисты, во время загрузки нефти на танкер вышел из строя гидрокомпенсатор одного из выносных причальных устройств. В итоге КТК заплатил немалый штраф за причинённый окружающей среде ущерб — 5,28 млрд рублей.
Однако можно сказать, что штраф — это были ещё «цветочки», поскольку объём экспорта за тот год нисколько не пострадал, а даже немного вырос. Если сравнить показатели с 2020 годом, то на терминале КТК отгрузили примерно на 3% больше нефти, а именно 60 727 798 т нефти брутто.
А вот события нынешнего года действительно ударили по нефтяной отрасли Казахстана.
Злую шутку с нефтяным трубопроводом «Тенгиз-Новороссийск» сыграла природа весной текущего года. Из-за аномальных штормов на Чёрном море у 3-го выносного причального устройства сместился силовой каркас одного из плавучих шлангов. 21 марта ВПУ срочно вывели из эксплуатации, чтоб не повторилась прошлогодняя ситуация с разливом нефти.
В марте один пресс-релиз компании следовал за другим: после временного прекращения эксплуатации ВПУ-3 пришлось остановить работу и ВПУ-2. Критические повреждения шлангов внутреннего рукава устройства значительно замедлили транспортировку нефти.
Весь удар на себя взяло единственно работающее ВПУ. В результате из-за необходимости остановок на ремонт Казахстан, по оценкам специалистов, должен потерять в объёме добычи нефти около 320 тыс. баррелей в сутки (1,3 млн т). 23 апреля ВПУ-3 вернули в эксплуатацию, а в мае уже все 3 устройства заработали в полную силу.
Стабильная транспортировка нефти на КТК длилась до начала августа. В своём сообщении от 3 августа компания заявила, что общий объём перекачки нефти по главному нефтяному «коридору» Казахстана значительно снизился.
На это повлияли ремонт на головном участке трубопроводной системы КТК, приведший к уменьшению получения нефти с Тенгизского нефтяного месторождения, а также приостановка работы на крупнейшем месторождении страны Кашаган.
На территории одного из производственных участков Кашагана произошла утечка газа. Подвело оборудование: из-за коррозии треснула газопроводная труба. Восстановительные работы длились около недели, а в ночь с 9 на 10 августа началось поэтапное восстановление мощностей производства.
КТК не стал приводить конкретных данных, как происшествие повлияло на транспортировку нефти, однако факт остаётся фактом: экспорт нефти пострадал в очередной раз за год.
Мартовский сценарий ограничения транспортировки нефти КТК повторился всего лишь спустя пару месяцев. Во время планового осмотра выносных причальных устройств в конце августа 2022 года водолазы обнаружили, что у двух из трёх ВПУ появились трещины в местах крепления подводных рукавов к танкам плавучести.
Общество ABS, занимающееся контролем безопасной эксплуатации оборудования, посчитало, что поломка могла возникнуть из-за суровых зимних гидрометеоусловий. ABS вместе с компанией-производителем IMODCO настоятельно порекомендовали консорциуму вывести ВПУ-1 и ВПУ-2 из эксплуатации, чтобы заменить танки плавучести.
Консорциум снова остался с одним работающим устройством: на данный момент отправка нефти осуществляется лишь через ВПУ-3. Проверка от 24 августа признала его пригодным к эксплуатации, поэтому экспорт нефти хотя бы не парализовало полностью.
Пока сам Каспийский трубопроводный консорциум не дал окончательных прогнозов, когда закончится ремонт двух ВПУ. Известно лишь то, что компания разработала техническое задание и практически завершила предквалификационный отбор подрядчиков для замены танков плавучести.
С помощью ВПУ-3 на нефтепроводе будут отгружать до 3,5 млн т нефти ежемесячно. Это примерно в 1,8 раз меньше по сравнению с максимальным показателем 2020 года. В марте того года КТК отгрузил 6,4 млн нефти.
При этом министр энергетики РК Болат Акчулаков заявил 1 сентября, что казахстанский экспорт нефти идёт без ограничений. По словам министра, ВПУ-3 обеспечивает 60% работы всего КТК, и этого вполне достаточно, потому что нефтедобыча и работа поставщиков идут не столь активно, как прежде.
Однако не все мнения специалистов совпадают с суждением г-на Акчулакова. Например, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности РФ Станислав Митрахович считает, что ограничение экспорта на КТК негативно повлияет на экономику Казахстана, поскольку через нефтепровод «Тенгиз-Новороссийск» отправляют около 80% нефти.
Время, а точнее годовой отчёт КТК покажут, чьё мнение было ближе к истине. Однако правительство Казахстана уже занялось поиском альтернативных путей доставки сырья, чтобы контролировать ситуацию с ограничением экспорта.
В частности, министр энергетики РК недавно заявил, что резервные объёмы нефти могут направить в Китай, а также договориться о партнерстве с Ираном и Азербайджаном. Хотя КТК, конечно же, останется приоритетным путём отправки чёрного золота, по крайней мере, на ближайшие годы.