ESAB - один из мировых лидеров по производству оборудования для сварки и резки металлов. Компания создает оборудование для ручной и автоматизированной сварки и резки, сварочные материалы и средства защиты. В Центральной Азии ESAB действует с 2007 года, является одной из крупнейших сварочных компаний с широкой сетью дистрибьюторов в Казахстане и Узбекистане.
Уход казахстанской экономики от ярко выраженной сырьевой направленности в пользу отраслей с высокой добавленной стоимостью — тема не новая. Программа индустриально-инновационного развития, которую Казахстан планомерно реализует вот уже без малого 15 лет, подразумевает превращение страны из сырьевой в промышленную державу — в первую очередь, за счёт развития машиностроения.
По данным Казахстанского центра индустрии и экспорта (Qazindustry), в 2024 году отрасль выросла в стоимостном выражении на 10,8% относительно предыдущего периода, причём рост наблюдался во всех ключевых секторах машиностроения.
По словам заместителя премьер-министра РК Романа Скляра, в 2024 году доля обрабатывающей промышленности (12,3%)сравнялась с долей ГМК (12,6%) в структуре ВВП. В этом году правительство страны ожидает, что обрабатывающая промышленность в целом вырастет на 6%.
Несмотря на неплохие темпы индустриализации и заметный рост обрабатывающего сектора, казахстанская экономика пока ещё далека от переломного момента: доходы от продажи сырья продолжают доминировать в госбюджете. В 2024 году страна экспортировала минеральных продуктов, в том числе продукции ТЭК, на 51,8 млрд долларов, а машиностроительной продукции — всего на 3,9 млрд.
Машиностроение — самая наукоёмкая и технологически продвинутая отрасль экономики Казахстана. На более чем 5400 предприятиях работает 120 тысяч казахстанцев, учитывая, что одно рабочее место создаёт до 8–10 позиций в смежных отраслях. Анализ внутриотраслевой динамики говорит, что быстрее всего сейчас развиваются автопром и железнодорожное машиностроение.
К примеру, в Казахстане успешно работают такие мировые бренды, как Wabtec, Alstom, CLAAS, Siemens, KIA, Daewoo, Hyundai, Skoda. Их продукция в той или иной степени локализована, на казахстанских предприятиях идёт крупно- и мелкоузловая сборка электровозов, легковых автомобилей, грузовиков, спецтехники.
В Казахстане есть предприятия с большой историей и хорошей репутацией, некоторые из которых были основаны в разгар индустриализации 1930-х годов прошлого века. Справочник Союза машиностроителей Казахстана (СМК) насчитывает несколько таких заводов:
Помимо предприятий с советским бэкграундом, можно упомянуть промышленные объекты, работающие в структуре крупных казахстанских недропользователей — Павлодарский машиностроительный завод (филиал ERG Service) и ТОО «Мэйкер» (входит в состав «Казахмыс»).
ПМЗ разрабатывает и проектирует мостовые и козловые краны, грейферы, а также нестандартное технологическое оборудование для ГМК. Разработки не совсем местные — завод использует крановые комплекты чешского производителя Giga, проектировка проходит под авторским надзором западных партнёров.
Производственная база ТОО «Мэйкер» (Карагандинский литейно-машиностроительный завод), пожалуй, самый оснащённый промышленный объект такого профиля. Завод использует станки с ЧПУ, цифровое вспомогательное оборудование и измерительные приборы, конструкторы и технологи работают на ПО SIEMENS NX, CAD, CAM и системе управления жизненным циклом изделия Teamcenter. Номенклатура продукции завода превышает 7000 наименований, в наличии в том числе скипы, краны, подземные автобусы, вагонетки, флотационные машины, конвейерные линии.
Не будет преувеличением сказать, что собственное горнорудное машиностроение в Казахстане находится в самом начале пути. Ещё в 2022 году правительство страны опубликовало данные, по которым доля производителей техники для ГМК в общем объёме машиностроительной отрасли ничтожно мала — всего 1,1%. При этом казахстанские производители горнорудного оборудования занимали на тот момент лишь 6,8% объёма внутреннего рынка.
Импорт продукции горнорудного машиностроения исчисляется в сотнях миллионов, если не в миллиардах: в 2022 году (более свежих данных нет) он составил 960,6 млн долларов. Чаще всего импортировали одноковшовые фронтальные погрузчики, полноповоротные машины, автомобили-самосвалы, запчасти горнорудного оборудования, технику для рудоподготовки и обогащения.
ГМК Казахстана, как и российский, критически зависим от иностранных поставщиков спецтехники. Основными источниками машиностроительной продукции в 2024 году были Китай (35% импорта), Россия (11%), Южная Корея (7%), Германия (8%) и США (8%).
Если российские добывающие предприятия третий год работают в ситуации выбора между параллельным импортом из «дружественных стран» или переходом на китайское оборудование со всеми вытекающими гарантийными рисками, то их казахстанские коллеги с такой дилеммой не сталкиваются. Компаниям отрасли сейчас доступна вся линейка горного оборудования от лидеров рынка из ЕС, США, Японии.
Вот далеко не полный список крупнейших поставщиков:
По данным консалтинговой компании Research & Markets, глобальный рынок будет расти по экспоненте: если в 2024 году его объём оценивался в 319 млрд долларов, то к 2030 году он может достигнуть 609,8 млрд долларов, прирастая в среднем на 11,4% ежегодно.
«Дрожжами», питающими рынок спецтехники, выступают рост капитальных вложений компаний ГМК в развитие инфраструктуры, улучшение логистики и строительные работы на предприятиях. В ближайшие годы ведущие мировые производители сосредоточатся на разработке инновационной подземной и наземной спецтехники с аккумуляторным питанием, более точных выемочных машин, а также горного оборудования со встроенной телематикой.
Доминирующее положение иностранных поставщиков делает импортозамещение в горнорудном машиностроении исключительно непростой задачей. Речь идёт даже не о замещении импорта, а о расширении номенклатуры оборудования за счёт местной продукции.
В прошлогоднем интервью вице-премьер Скляр отметил, что QazIndustry составил перечни необходимой недропользователям продукции, выделив в отдельные группы импорт, а также существующие и перспективные казахстанские разработки. Сбор данных по спросу на спецтехнику и горное оборудование — первый шаг к постепенному отказу от импорта и замещению отдельных позиций казахстанской продукцией.
«Результаты, может быть, будут не так скоро, но тем не менее полное понимание со стороны крупных и средних компаний есть. Мы эту задачу непременно решим», — заявил он. При этом вице-премьер назвал импортозамещение комплексным и растянутым по времени процессом: «наши недропользователи, с их слов, должны приобретать лучшее оборудование мировых стандартов на разработку тех или иных месторождений».
«Это касается и нефтяных компаний, и предприятий, которые извлекают твёрдые полезные ископаемые. У них масса отговорок находится для того, чтобы не поддерживать собственное производство. С ними работаем методом убеждения».
Сейчас цель правительства — добиться того, чтобы крупные игроки отрасли формировали вокруг себя инфраструктуру из малых и средних предприятий, которые будут производить всё необходимое в регионах присутствия.
«Мы поддерживаем абсолютно все отрасли промышленности — и ГМК в том числе… Поэтому мы имеем полное право призвать их к сотрудничеству с [местными] предприятиями, потому что не хотим, чтобы у нас дальше продолжалась такая же ситуация, когда у нас были только моногорода», — подытожил вице-премьер.
Работа по стимулированию производства горнорудной техники внутри страны действительно ведётся. В конце 2024 года в Астане прошла Биржа субконтрактов — отраслевая B2B-площадка для контактов представителей МСБ с крупными казахстанскими компаниями.
По итогам мероприятия QazIndustry, «Казахмыс», «Казцинк» и ERG договорились создать Центр горно-металлургического машиностроения базе последнего. На первых порах центр займётся анализом закупок и будет помогать казахстанским предприятиям с заключением долгосрочных и офтейк-контрактов, а также с локализацией новых видов производств.
По данным QazIndustry, в 2024 году предприятия ГМК и казахстанские производители заключили 246 долгосрочных договоров на более чем 214 млн долларов и 39 офтейк-контрактов почти на 49 млн долларов.
Участники самой Биржи подписали некоторое количество контрактов на сумму 9 млн долларов; показательно, что у местных поставщиков закупалась в основном низкотехнологичная продукция — запчасти для горной и подземной техники, панели, различные трубы, швейные изделия, постельные принадлежности.
Чтобы горнорудное машиностроение — и машиностроительная отрасль в целом — окрепло, предстоит сделать ещё очень много. В преамбуле Госпрограммы индустриально-инновационного развития Казахстана (ГПИИР) на 2020–2025 годы говорится, что основной экспорт страны — это «продукция металлургии и нефтепереработки, относящаяся к низко- и среднетехнологичным секторам».
Масштабы инвестиций в машиностроение слишком невелики для формирования «критической массы предприятий, обеспечивающих ускорение темпов роста отрасли». Это, по мнению авторов документа, грозит наступлением «ранней деиндустриализации».
Шанс избежать такого сценария, безусловно, есть. Как отмечают эксперты правительства, «для опережающего развития машиностроения в Казахстане имеется необходимая основа — ресурсно-сырьевая база, наличие технических и производственных компетенций, близость крупнейших рынков сбыта (КНР, страны ЕАЭС), наличие экспортоориентированных предприятий». Насколько качественно этот шанс будет реализован — покажет время.