ESAB - один из мировых лидеров по производству оборудования для сварки и резки металлов. Компания создает оборудование для ручной и автоматизированной сварки и резки, сварочные материалы и средства защиты. В Центральной Азии ESAB действует с 2007 года, является одной из крупнейших сварочных компаний с широкой сетью дистрибьюторов в Казахстане и Узбекистане.
В 2024 году в Казахстане на законодательном уровне закрепили использование национального кодекса отчётности о минерально-сырьевой базе KAZRC международного шаблона CRIRSCO.
Для геологоразведки переход на новый стандарт состоялся в полной мере, а для добычных проектов, принятых до конца 2023 года, предусмотрели исключение — недропользователи могут составлять отчётность как по KAZRC, так и по ГКЗ.
Об истории становления национального кодекса, его преимуществах и подготовке специалистов для подсчёта и оценки запасов по новому стандарту рассказали на Международном горно-геологическом форуме «Мингео Сибирь 2024».
С докладом на мероприятии, прошедшем в Красноярске, выступил к.г.-м.н., председатель исполнительного комитета Профессионального объединения независимых экспертов недр (ПОНЭН) Казахстана Георгий Фрейман.
В первую очередь стоит ответить на вопрос, почему Казахстан решил отказаться от системы ГКЗ.
Эта классификация запасов и минеральных ресурсов действовала с 1972 года и, естественно, устарела. Не все стандарты, на которые опирается ГКЗ, сейчас принимают международные фондовые рынки.
Казахстан же, как неоднократно заявлялось, нуждается в иностранных инвестициях для открытия и разработки новых месторождений, чтобы восполнить истощающуюся минерально-сырьевую базу. В этом и должен помочь KAZRC, родственный JORC.
Во многих добывающих проектах последних 20-25 лет, где принимали участие иностранные инвесторы, этот австралийский аналог использовался вместе с советской системой подсчёта ресурсов.
Кроме того, как объясняет глава исполкома ПОНЭН, для оценки запасов по старым стандартам попросту не хватает квалифицированных специалистов, а на смену старой школе приходит новое поколение геологов. За время многочисленных реорганизаций Комитет геологии существенно поредел, а качество проводимых работ снизилось.
Члены ПОНЭН говорили о снижении эффективности оценки ещё год назад на «MINEX Казахстан». Тогда эксперты заявляли, что ни сами работники ГКЗ, ни независимые эксперты не проверяют координаты, скважины и пробы, которые участвуют в подсчёте минеральных ресурсов.
В советское время контроль действительно был жёстким, например, при разведке месторождений третьей группы сложности геологического строения — заверка данных бурения проходкой подземных горных выработок тяжёлого типа не менее чем на двух горизонтах и с обязательным отбором десятков валовых проб массой по несколько тонн. Однако это кануло в Лету.
По мнению объединения, старая система может допускать любые отклонения, в том числе фальсификации по проектам, что вызывает недоверие со стороны зарубежных компаний.
Хотя проверка ГКЗ на первых порах была эффективной и качественной, она отличалась высокой стоимостью. По заверению ПОНЭН, контроль качества по международным стандартам обходится отрасли дешевле.
В своей презентации на «Мингео Сибирь 2024» глава исполкома ПОНЭН Георгий Фрейман привёл хронологию перехода на национальный кодекс.
По данным на 2022 год, в составе CRIRSCO числятся 37 стран-участников. Помимо РК, туда входят, к примеру, Россия, Австралия, США, Канада, Индия, Турция, Новая Зеландия и др.
Комитет объединяет 14 национальных кодексов (меньше, чем количество государств, т. к. страны Африки или Европы могут пользоваться одними и теми же стандартами).
Старую систему отчётности ГКЗ подготавливают лицензированные проектные организации, которые используют строго регламентируемую методологию, зависящую от горно-геологических условий, статуса и масштаба проекта.
После проект передают Комитету геологии и недропользования для дальнейшего рассмотрения. Тот может отправить материалы на доработку или присвоить запасам соответствующую классификацию.
Методологию ГКЗ разработали в эпоху СССР, когда активы полностью принадлежали государству, а принятие всех решений и сравнение объектов проводились на общих основаниях.
Практика CRIRSCO, напротив, предназначена для оценки активов, которые находятся в частной собственности. Недропользователь сам может выбрать стратегию освоения месторождения, полагаясь на характеристики.
Национальные кодексы обычно призваны защитить потенциальных инвесторов от неверных интерпретаций потенциала месторождения экспертами, которые составляют разведочные или добычные проекты.
С 2016 года CRIRSCO активно поддерживает стремление Казахстана перейти на международный стандарт оценки запасов ТПИ. Георгий Фрейман рассказал, что в марте текущего года на форуме PDAC в Торонто состоялась встреча министра промышленности и строительства РК Каната Шарлапаева с председателем международного комитета Гартом Киркхамом.
Кстати, глава CRIRSCO выступил и на недавно прошедшем форуме АММ 2024. Организация в очередной раз заявила о своём намерении развивать национальные кодексы отчётности. Вступить в состав комитета готовится ряд новых стран.
Как мы уже упомянули, новый кодекс стал действовать наравне с ГКЗ с начала 2024 года. Георгий Фрейман отметил, что разведочных лицензий и контрактов сейчас примерно в 10 раз больше, чем добычных. Для первых произошёл полный переход на стандарты KAZRC, для вторых же есть альтернатива.
«Такое разделение возможно, потому что сейчас в стране действует много истощающихся месторождений. Недропользователям нет смысла переходить на KAZRC, когда они находятся на стадии доработки участков перед завершением их эксплуатации. Никто не принуждает компании к новому стандарту.
При этом за последние пять лет многие крупные предприятия уже полностью перешли на этот кодекс, например, «Казцинк», «Казахалтын», «Алтыналмас». Масса юниоров также работает по KAZRC», — объяснил глава исполкома ПОНЭН.
Поскольку механизм внедрения нового кодекса для добывающих компаний достаточно гибкий, некоторые предпочитают разбивать старые глобальные контракты на несколько месторождений, выбирать оттуда наиболее перспективные, пересчитывать запасы и получать отдельные лицензии.
По данным Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП), до 2024 года в ассоциацию KAZRC входили АГМП, АПГО (Ассоциация производственных геологических организаций), ПОНЭН, «Казгеология», «Казцинк», «Казахмыс», «Майкромайн Центральная Азия». В этом году к ним присоединились «Казнедра», «Полиметалл Евразия» и ERG Exploration.
Вместе с внедерением KAZRC правительство РК постановило предусмотреть ответственность, вплоть до уголовной, для компетентных лиц, которые занимаются составлением отчётов по новым стандартам, и прописать требования к такой документации.
Работа по регламентации ещё продолжается. Так, в 2024-м ПОНЭН разработало приложение к методическим рекомендациям по ОПИ для притрассовых карьеров. В дальнейшем ведомство представит такую же документацию для россыпных месторождений, гидрогеологических и геотехнических исследований.
Естественно, компетентным лицом может стать не каждый, права подписи отчётов эксперты получают по аккредитации QMR. Георгий Фрейман подчеркнул, что члены ПОНЭН участвуют в многочисленных семинарах по общим вопросам и отдельным аспектам кодекса KAZRC.
Среди последних тем обсуждений спикер назвал внедрение требований ESG, геотехнологию добычи урана, тектонику плит, оценку минеральных ресурсов в Leapfrog Edge.
В 2023-м ПОНЭН организовало 16 семинаров, которые посетили 282 человека, а за первый квартал 2024-го на 4 семинара собралось уже 465 специалистов.
В целом число членов объединения стало существенно расти после официального внедрения KAZRC. За 4 месяца текущего года туда вступило больше экспертов, чем за весь 2023-й.
По состоянию на 30.04.2024 в ПОНЭН входят 436 специалистов. За 2019-2024 годы Комитет геологии РК получил уже 130 отчётов по KAZRC.
Как резюмировал Георгий Фрейман, две казахстанские биржи принимают документацию по новому стандарту, другие международные организации тоже проводят с ней операцию, так как кодекс входит в семейство CRIRSCO.
Однако пока практики апробации KAZRC на мировых рынках нет. Ожидается, что вкупе с другими мерами он сможет повысить инвестиционную привлекательность горно-металлургического комплекса Казахстана.