Metso с гордостью сообщает о юбилее: 30-летии работы в Центральной Азии.
За эти годы Metso достигла значительных успехов в регионе, поддерживая его промышленное развитие передовыми технологиями и устойчивыми решениями.
Евросоюз и Узбекистан подписали «дорожную карту», которая облегчит европейским компаниям доступ к критически важному сырью, добываемому в республике. По соглашению, контуры которого с трудом прощупываются сквозь громкие заверения о «новой эре стратегического партнёрства», узбекские «критические минералы» пойдут в Европу, минуя Россию.
Евросоюз готов вкладываться в альтернативные источники сырья, без которого невозможен «зелёный переход» промышленности. Так Брюссель надеется снизить зависимость стран-членов блока от китайского импорта к 2030 году.
В 2020 году Еврокомиссия составила список из 24 материалов, необходимых для устойчивого развития трёх стратегически важных отраслей промышленности: ВИЭ, оборонной и космической промышленности, а также электротранспорта.
В 2023 году импорт 17 редкоземельных металлов в основном приходился на Китай (39%), Малайзию (33%) и Россию (22%). Таким образом, 94% материалов, необходимых для производства высокотехнологичной продукции: от лазерных скальпелей до авиационных систем наведения, — завозят из стран, с которыми у Брюсселя как минимум непростые отношения.
При этом рынок критически важных материалов невелик, нехватка инвестиций в него угрожает дефицитом сырья. В этом году эксперты Международного энергетического агентства (МЭА) подсчитали, что добыча критически важных минералов ведётся всего в нескольких странах мира.
Например, доля Индонезии на мировом рынке добычи необработанного никеля с 2020 по 2023 год выросла с 34 до 52%, а на рынке обработанного никеля — с 23 до 37%. Мировым лидером по производству кобальта является Демократическая Республика Конго (ДРК). В этой стране две трети всего производства контролируется китайскими (CMOC Group) и европейскими компаниями, в том числе швейцарской Glencore.
По данным МЭА, в добычу критически важных минералов нужно вложить около 800 млрд долларов до 2040 года. Анализ инвестиций, проведённый МЭА, показал, что сырья от ныне действующих проектов хватит, чтобы покрыть только 70% от всей необходимой меди и 50% от всего необходимого лития к 2035 году. Именно к этому времени большинство стран мира планируют достичь поставленных целей по сокращению выбросов СО2.
«Мы не можем удовлетворить этот растущий спрос без надёжных поставок критически важных минералов. Наши новые наблюдения говорят о том, что для обеспечения надёжных поставок сырья предстоит сделать ещё многое», — уверен глава МЭА Фатих Бирол.
По мнению Брюсселя, Центральная Азия способна поставлять на мировой и европейский рынки дополнительные объёмы сырья, тем самым смягчая потенциальный дефицит критически важных минералов. Сейчас Узбекистан — заметная точка приложения дипломатических и инвестиционных усилий Евросоюза.
«Европа хочет быть вашим партнёром в этой новой главе тысячелетней истории Узбекистана… С 2021 года мы открыли европейский рынок для узбекских товаров. Экспорт Узбекистана стремительно вырос, в частности в сфере текстиля и металлургии. И имеется огромный потенциал для ещё большего роста», — заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в видеообращении к участникам Дней европейской экономики в Ташкенте.
Г-жа фон дер Ляйен подчеркнула, что ЕС намерен внедрять лучшие ESG-практики в сфере добычи критически важных минералов, упомянув при этом неназванных конкурентов.
«Мы знаем, что некоторые инвесторы заинтересованы только в добыче сырья, но мы не такие. Мы хотим поддержать создание производств с рабочими местами для местных жителей и добавленной стоимостью по самым высоким стандартам», — отметила глава Еврокомиссии.
Главным событием Дней европейской экономики стало подписание «дорожной карты» по практической реализации Меморандума о стратегическом партнёрстве в области критически важного сырья — этот документ Узбекистан и ЕС заключили в апреле 2024 года. Комментируя подписание, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев призвал европейские компании принять участие в проектах по его переработке на территории страны.
«Вы можете быть уверены, что мы создадим всем компаниям максимально благоприятные условия для реализации совместных проектов в сферах электротехники, машиностроения, химии, горной металлургии, энергетики, сельского хозяйства, производства текстиля, туризма и других», — заверил он.
Нужно отметить, что ЕС — далеко не главный торговый партнёр республики. По данным Агентства статистики за январь-октябрь 2024 года, наибольший объём внешнеторгового оборота зафиксирован с КНР (18,8% — 10,2 млрд долларов), Россией (17,8% — 9,7 млрд), Казахстаном (6,3% — 3,4 млрд), Турцией (4,5%) и Южной Кореей (3,0%). Товарооборот Узбекистана и Европейского союза в 2023 году вырос на 11% и достиг 5,13 млрд евро. При этом Узбекистан вывозит из ЕС намного больше, чем ввозит туда: экспорт составил 4,35 млрд евро, импорт — 780 млн евро.
О содержимом «дорожной карты» известно пока только в общих словах. Документ, реализация которого намечена на 2025–2026 годы, включает в себя инвестпрограмму и проекты по внедрению инноваций в производственные процессы и повышению навыков вовлечённого персонала. Основной упор делается на логистическую составляющую — о ней будет говориться ниже.
Главный советник гендиректора Еврокомиссии по международному сотрудничеству Хенрик Хололей отметил, что сырьевая торговля между ЕС и Узбекистаном открывает «широкие возможности» для европейских компаний.
«Например, горнодобывающая промышленность Европы заинтересована в том, чтобы проводить [здесь] геологические исследование и анализ геоданных, картирование, поскольку это помогает лучше понимать Центральную Азию», — заметил он (здесь и далее цитаты gazeta.uz).
При этом в Ташкенте профильные еврочиновники избегали конкретики и давали понять, что на данном этапе речь не идёт о воплощении проектов «в железе». Пока Евросоюз заинтересован в создании «безопасного пространства», которое позволит доставлять продукцию ГМК и других отраслей в Европу.
«Нам нужно создать такую атмосферу, которая будет предсказуемой, надёжной и стабильной для развития торговли», — уточнил г-н Хололей.
Какое именно сырьё интересует Евросоюз, в целом можно судить по итогам встречи г-на Хололея с замминистра горнодобывающей промышленности Аъзама Кадирходжаева. На ней обсуждали завершение геолого-разведочных работ на узбекских месторождениях лития, меди, графита, тантала, ниобия и магния, проведение аналитических исследований в международных сертифицированных лабораториях, разработка техрегламентов и проектной документации.
Отметим, что оценку запасов ведут по стандартам JORC Формирование «безопасного пространства» для европейских инвесторов будет включать в себя проекты по внедрению принципов социальной и корпоративной ответственности и защиты окружающей среды (ESG), а также логистике.
«Когда есть потенциал экспорта произведённых товаров — имею в виду критические сырьевые материалы — естественно, нужно обеспечить транспортные связи», — добавил г-н Хололей.
Несмотря на гарантии первых лиц государства, ЕС смотрит на вхождение в некогда закрытую горнодобывающую промышленность Узбекистана, скорее, с осторожностью. Глава отдела промышленности, товаров, энергетики и таможни Еврокомиссии Петер Ковач признался, что работа над реализацией «дорожной карты» идёт «немного сложно».
«Я уверен, что вы прекрасно знаете, какие риски присутствует в горнодобывающей промышленности, особенно когда делаются инвестиции: они обычно делаются на долгую перспективу, а результаты не всегда ясны», — сказал г-н Ковач.
Он развил тезис о создании условий для инвесторов, уточнив, что реализацию «дорожной карты» Евросоюз намерен начать с финансирования геолого-разведочных работ, внедрения инноваций и принципов ESG в добычу полезных ископаемых — словом, всех тех лучших практик, которых придерживаются ведущие горнодобывающие компании мира.
«Нам необходимо обеспечить соблюдение соответствующих стандартов работы, и со стороны местных сообществ, и компаний, которые работают в стране. Это очень важно для инвесторов», — резюмировал г-н Ковач.
Он также заверил, что развитие Узбекистана в качестве ресурсной экономики пойдёт на пользу его населению. По его словам, рабочие места, созданные компаниями с европейским участием, внесут вклад в развитие страны.
Узбекистан — одна из двух стран в мире (вторая — Лихтенштейн), которая полностью окружена странами, также не имеющими выхода к морю. Поэтому логистика доставки сырья из глубины Азии в Европу не оставляет других вариантов, кроме железнодорожного или железнодорожно-морского транспорта.
Здесь Евросоюз и его региональные партнёры рассчитывают на Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ, другое название — «Срединный коридор»). В январе 2024 года представители Евросоюза подтвердили, что инвестиции в ТМТМ достигнут 10 млрд евро, при этом расчётные сроки прохождения грузов из Центральной Азии в Европу будут укладываться в 15 дней.
Еврокомиссия и Европейский инвестиционный банк вложат ещё 1,5 млрд евро в так называемую региональную транспортную программу, которая предусматривает оказание «технической помощи существующим и проектируемым транспортным проектам», а также финансирование работы советников из ЕС, которые начнут работать в министерствах транспорта всех пяти стран региона с 2024 года.
Первое, что бросается в глаза в географии ТМТМ, — это его конфигурация. Маршрут пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспия, Азербайджан, Грузию, Турцию и юг Европу, минуя при этом территорию России. У Узбекистана будет свой «интерфейс» для подключения к конфигурации ТМТМ: по информации Министерства транспорта Республики Узбекистан, Ташкент и Астана собираются проложить железнодорожную ветку из Учкудука в Кызылорду. ТЭО проекта планируется профинансировать за счёт средств Европейского банка реконструкции и развития, а также Европейского инвестиционного банка.
В 2022 году энтузиазм по поводу будущего ТМТМ был высок, как никогда. По данным Всемирного банка, сразу после начала конфликта в Украине объём контейнерных перевозок по СК вырос на 33% по сравнению с 2021 годом. Грузоотправители начали переводить на маршрут «беспрецедентные объёмы грузоперевозок, что быстро показало пределы возможностей коридора», говорится в недавнем докладе Всемирного банка. В результате объём грузоперевозок в 2023 году сократился на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Дьявол кроется в деталях: амбициозные планы по поставкам критически важного сырья из Узбекистана в Европу пока упираются в пропускную способность и бесшовность Срединного коридора.
По мнению экспертов ВБ, транскаспийский маршрут страдает от системных административных проблем на всём его протяжении. Страны, через которые пролегает Срединный коридор, используют разные информационные системы, что создаёт сложности при отслеживании грузов в режиме реального времени.
«Проблемы с пересечением границ, перевалкой и координацией [в 2023 году] привели к очень большим задержкам в перевозках и последующему возвращению к альтернативным коридорам», — констатируют в ВБ.
Ещё одним узким местом является нехватка оборудования для поддержания всепогодной работы портов на Каспии. Главным образом речь идёт об Актау, который, по данным ВБ, не функционирует в ветреные дни. Инвестиции же в инфраструктуру без цифровизации перевозок и упрощения таможенных процедур могут оказаться бессмысленными.
Текст: Олег Сон