ESAB - один из мировых лидеров по производству оборудования для сварки и резки металлов. Компания создает оборудование для ручной и автоматизированной сварки и резки, сварочные материалы и средства защиты. В Центральной Азии ESAB действует с 2007 года, является одной из крупнейших сварочных компаний с широкой сетью дистрибьюторов в Казахстане и Узбекистане.
В последние два года на фоне мировых геополитических изменений Республика Казахстан постепенно сокращает экспорт угля, а вместе с ним и добычу ископаемого. Предприятия бьют тревогу и называют несколько причин, которые негативно влияют на развитие угольной отрасли.
В новом материале обобщили, что известно о трудностях с поставками казахстанского угля за границу, и выяснили, какие пути решения проблемы предлагают эксперты.
Чтобы лучше понять, как сейчас складывается ситуация в отрасли, обратимся к данным позапрошлого года, оказавшегося весьма продуктивным для республиканских предприятий.
Так, в 2022 году экспорт угля смог выйти в плюс. Как сообщал руководитель управления угольной промышленности Минпрома Жанат Игисинов, за этот период иностранным покупателям отправили 32,5 млн т топлива, на 3,75 млн т больше, чем годом ранее.
Позапрошлый год стал удачным для угольных компаний Казахстана во много потому, что они замещали российскую продукцию на европейских рынках. Транзит сырья в дальнее зарубежье через территорию соседней РФ в 2022-м увеличили до 9,9 млн т (+11,2% год к году). Основную массу твёрдого топлива грузили в направлении морских портов.
На фоне энергокризиса в странах ЕС и высокой стоимости угля РК нарастила экспорт за пределы стран СНГ на 58% в натуральном выражении и почти на 530% в стоимостном ($572,4 млн).
В следующие 12 месяцев этот успех повторить не удалось, в том числе из-за падения стоимости угля на мировых рынках, которое продолжается и по сей день. Так, по итогам 2023 года Казахстан снизил отправки сырья до 31,9 млн т.
РФ, основной покупатель казахстанского угля, сократила импорт почти на 9%. Всё дело в том, что российские добывающие компании, которым перекрыли доступ к продажам в Евросоюз, начали перенаправлять продукцию на внутренний рынок и вытеснять оттуда трейдеров РК.
Сокращение экспорта в Россию частично компенсировал выросший спрос на казахстанский уголь в других странах. В частности, в прошлом году прирост поставок наблюдался в направлении Китая, Латвии, Польши, Узбекистана, Кыргызстана и Эстонии.
Объёмы добычи же составили 112,7 млн т, это на 1,1% меньше, чем в 2022 году.
В текущем году положение угольной отрасли продолжило ухудшаться из-за проблем с логистикой: конвенционных запретов для поставок по направлению Казахстан — Россия — страны Европы, нарушения графиков подачи ж/д вагонов и санкций в отношении российского подвижного состава и судов.
Последние данные по экспорту твёрдого топлива представлены только за первые шесть месяцев.
EnergyProm сообщил со ссылкой на статистику АСПиР РК, что в январе — июне 2024 года экспорт угля снизился на 6,9%, до 13,2 млн т. Отгрузки топлива на внутренний рынок тоже пошли на спад — 38,2 млн т (-10% год к году).
При этом на июньском совещании Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий республики (АГМП) ситуацию обрисовали несколько по-иному. На одной площадке собрались представители добывающих компаний, министерств промышленности и строительства, транспорта, торговли, а также логистического холдинга «Казахстан темир жолы».
Эксперты озвучили, что с начала года продажи угля иностранным покупателям просели на 13,8%, но не привели конкретных цифр. Отраслевым компаниям приходится сокращать складские запасы, чтобы избежать самовозгорания топлива. АГМП заявила, что если не обеспечить бесперебойную перевозку угля, то доходы госбюджета будут снижаться, а объёмы добычи падать.
К слову об этом, по итогам работы недропользователей есть более свежие данные. Согласно данным Бюро национальной статистики, за 8 месяцев добыча угля в республике стала ниже на 7%, до 69,42 млн т.
Из них на каменный уголь пришлось 65,18 млн т (-6% год к году), на лигнит — остальной объём. В годовом выражении добыча бурого угля упала на 47,2%. В последнем летнем месяце на месторождениях извлекли 8,73 млн т ископаемого, на 1,7% меньше, чем годом ранее.
Читайте также: «Рынок угля: новые правила игры».
На уже летнем совещании на площадке АГМП, о котором мы уже упоминали, местные предприятия поделились, с какими проблемами они сталкиваются.
В наиболее трудной ситуации оказался «Шубарколь Премиум». В первом полугодии компания выполнила план отгрузок угля всего лишь на 12%. Как сообщили её представители, экспорт тормозят конвенционные запреты на гружёные вагоны и на подсыл порожних составов на межгосударственных стыковых пунктах, а также то, что подачу вагонов сложно согласовать.
Такие же проблемы при продажах РФ и дальнему зарубежью отметили «Каражыра» и Kazakhmys Coal. «Шубарколь Комир», в свою очередь, не испытывает затруднений с логистикой.
В 2024-м недропользователь сократил отправки угля в Кыргызстан и Узбекистан, где потребление топлива зимой снизилось из-за аномально высоких температур. Экспорт в РФ упал из-за того, что компания прекратила сотрудничать с покупателями, внесёнными в санкционные списки.
Глава управления угольной промышленности Минпрома Жанат Игисинов объяснил, что с 2022 года стоимость угля на мировых рынках упала почти в четыре раза, а затраты на его транспортировку, напротив, выросли. В связи с этим некоторые направления стали попросту нерентабельны для продавцов из РК.
Специалист предложил угольщикам перенаправить поставки с Европы на Ближний Восток, в Юго-Восточную и Центральную Азию. Г-н Игисинов также отметил, что вместо ж/д путей можно построить маршруты через Западно-Казахстанскую область, Астрахань, Дагестан к портам Батуми, Поти и др.
Главный логистический оператор «Казахстан темир жолы», в свою очередь, высказался за наращивание экспорта в Китай.
В августе проблемы экспорта угля обсудили на площадке национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен», что означает, что ситуация не становится менее острой. Сейчас, в осенний период, обстановку осложняют продолжающиеся ремонты на ключевых ж/д участках.
Председатель комитета логистики и перевозок НПП Бакытбек Кадиров считает, что нужно временно сосредоточиться на южных экспортных направлениях и дать компаниям отсрочку платежей, чтобы снизить нагрузку на отрасль.
По итогам встречи участники решили направить правительству письмо с предложениями, как решить экспортный вопрос. Туда хотят внести рекомендации по субсидированию транспортных затрат, технические регламенты и инвентаризацию.
Кстати, в начале года на встрече сопредседателей Межправительственной комиссии по сотрудничеству между РК и РФ подняли вопрос взаимных скидок на отправку грузов по железным дорогам.
Тогда казахстанская сторона отметила, что потенциал добывающих компаний сдерживают тарифы на транспортировку угля и железной руды, в частности в направлении Вентспилса. Если Россия пойдёт навстречу и введёт для партнёров понижающие коэффициенты, то ей могут уменьшить тариф на экспорт зерна по восточной ветке транспортного коридора «Север — Юг».
Однако пока этот вопрос остался нерешённым: споры о понижающих коэффициентах для своих экспортёров ведут и внутри РФ.
Читайте также: «Репортаж с угольной шахты «Казахстанская».
Конечно, объёмы экспорта важны, потому что от них зависят поступления в госбюджет, однако нельзя забывать о том, что внутренний рынок тоже нуждается в топливе. В Казахстане угольная генерация до сих пор остаётся доминирующим источником электроэнергии.
Согласно отчёту Бюро национальной статистики АСПиР РК, в 2023 году доля угля в первичном потреблении энергии составила 49,6%. По данным за прошлый год, 18,3% местных домохозяйств отапливаются углём и дровами.
В 2022 году, когда на внешних рынках казахстанский уголь стоил в несколько раз дороже, чем на внутреннем, что делало его перепродажу за рубеж весьма выгодной, в стране ограничили вывоз сырья автомобильным транспортом. Эта мера нужна была для бесперебойного снабжения населения так называемым социальным углём.
Эмбарго несколько раз продлевали на шесть месяцев, последний раз — до конца мая 2024-го, чтобы обеспечить энергетическую стабильность.
Чтобы не допустить дефицита топлива и справиться с «серым» экспортом, в конце прошлого года в стране ограничили круг лиц, которые могут продавать его иностранным покупателям. Так, лицензии на вывоз ископаемого получили 33 организации: угледобывающие, перерабатывающие компании и аффилированные с ними предприятия.
К примеру, в утверждённый правительством перечень входят Qarmet, ERG, «Каражыра», «Шубарколь комир», «Богатырь Комир», «ВостокУгольПром» и др.
Если добытый уголь копится на складах и не может уйти за границу, сырьё стараются перенаправить на внутренний рынок. Что может поддержать спрос на собственное топливо?
К 2035 году потребление ископаемого может вырасти благодаря запуску ТЭЦ в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске, а также нескольких блоков двух Экибастузских ГРЭС. Кроме того, положительную динамику может дать развитие отечественной углехимии. Этим мнением заместитель председателя комитета промышленности Минпрома Турар Жолмагамбетов поделился с «Курсивом».
Новые ТЭЦ, которые в РК построит российский инвестор, по предварительным оценкам, потребуют минимум 15 млн т угля в год. Сырьевой базой послужат близлежащие месторождения Каражыра и Богатырь.
По словам г-на Жолмагамбетова, проекты по углехимии обеспечат ежегодное потребление ещё 10 млн т ископаемого. Из него могут наладить производство агро- и газохимической продукции.
В 2024 или 2025 году одно из первых углехимических предприятий начнут организовывать на базе Кузнецкого месторождения в ВКО. Правда, это достаточно дорогостоящие проекты, поэтому для развития переработки сырья понадобится помощь иностранных инвесторов.
Читайте также: «Перспективы развития углехимической отрасли Казахстана».