Компания Metso предлагает полный спектр решений для предприятий горнодобывающей промышленности.
От проектирования обогатительных фабрик до поставки оборудования, запасных частей и сервисных решений — мы обеспечиваем эффективность, надежность и устойчивость во всех процессах вашего предприятия.
Принятый в 2017 году кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» определил позитивные изменения во многих отраслевых процессах. Его несомненным достоинством стали детально прописанные отношения между государством и всеми участниками рынка. Но всё же несогласованность некоторых важных положений в этом документе до сих пор тормозит приток инвестиций в добывающую отрасль страны.
Есть и другие важные документы, которые регулируют использование недр и нуждаются в корректировке. Многие зарубежные компании с интересом ждут очередного витка реформ, благодаря которому появятся лучшие перспективы для реализации проектов по разведке и разарботке месторождений твёрдых полезных ископаемых. Что и как нужно изменить, эксперты обсуждали на форуме MINEX Kazakhstan — 2025.
Новую версию кодекса о недрах власти Казахстана планируют принять уже в этом году. Как отметил на расширенном заседании правительства президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, реформа в сфере недропользования должна продолжаться несмотря ни на что. И это принципиальная позиция.
Кодекс о недрах 2017 года запустил механизм кардинальных изменений в горной отрасли. В результате был внедрён лицензионный режим предоставления права недропользования, создана ассоциация CRISCO.
Сегодня на государственном учёте в республике числится более 980 месторождений твёрдых полезных ископаемых, многие из которых были разведаны ещё под юрисдикцией СССР. Именно проблема дефицита актуальных геологических данных и послужила отправной точкой для реформирования. Создать конкурентную среду, привлекательную с точки зрения инвестиций в массовую геологоразведку на примере Австралии и Канады — задача масштабная. Но кто сказал, что невыполнимая?
Правительство привлекло зарубежные и казахстанские компании к геологоразведке, с этой целью выдано уже более 3 тысяч лицензий. С 2018 года, благодаря реформе, частные инвестиции в отрасль выросли втрое. В страну зашли крупные иностранные горнорудные компании. Программа управления госфондом недр распространена на всю территорию страны.
Тем не менее, по данным на начало 2025 года, лишь 16% территорий лицензировано под недропользование. Много участков, которые ещё предстоит вовлечь в геологоразведку и дальнейшую разработку, но для этого нужно больше инвестиций.
В Казахстане стараются сделать взаимодействие с госорганами для недропользователей прозрачным, и полезными инструментами в этом процессе становятся цифровизация и искусственный интеллект.
«С начала этого года мы запустили единую платформу недропользования, которая оцифровала 22 госуслуги. 506 заявлений уже обработано. До этого представителям компаний приходилось приходить в местные исполнительные органы, искать посредников и вести переговоры, но теперь всё доступно онлайн без какой-либо бюрократии.
Мы специально внедрили такие бизнес-услуги, чтобы упростить подачу заявок на геологоразведку и лицензирование. Представлена интерактивная карта — она охватывает все участки, которые интересны для недропользователей и доступны на аукционах», — рассказала на форуме вице-министр Министерства промышленности и строительства Респуб-лики Казахстан Жаннат
Дубирова.
Но есть ключевые вопросы, которые так и остались неразрешёнными. Сейчас совершенствование законодательства призвано упростить в Казахстане процедуры оформления права землепользования (сервитутов) при разведке и добыче, сократить процедуры и сроки принятия решений по внесению изменений в контракты на недропользование до двух месяцев и решить ряд других наболевших проблем.
Изменения в отрасли действительно во многом зависят от того, как скоро и о чём договорятся депутаты Парламента Республики Казахстан. Изменения в налоговое законодательство, к примеру, уже откладывались дважды. Небыстро идёт и процесс согласования других инициатив. С другой стороны, здесь действительно необходимы взвешенные решения.
«В Мажилисе сейчас рассматриваются два законопроекта. Первый касается единой платформы недропользования и повышения прозрачности доступа к геолого-разведочным площадям, а также вопросов переработки твёрдых полезных ископаемых, включая продление норм о проведении аукционов по ним и корректировку, исключающую скрытую добычу. Таковы основные положения в рамках этой инициативы.
Вторая касается вопросов добычи углеводородного сырья и рассматривает приоритетный механизм резервирования территорий разведки оруденений или залежей урана для национальной компании», — рассказал на сессии «Горнодобывающий сектор Казахстана: государственные приоритеты, планы и проекты по развитию и диверсификации» директор департамента недропользования Министерства промышленности и строительства Алмас Кушумов.
В свою очередь, Ассоциация горнодобывающих и металлургических предприятий (АГМП) инициировала обсуждение 60 поправок в законодательные нормы, которые регулируют различные аспекты добычи ископаемых в землях Казахстана. И не только в кодекс о недрах.
Эта отраслевая организация объединяет 97 предприятий чёрной и цветной металлургии, золотодобывающей, урановой и угольной промышленности, имеет большой вес в республике и заинтересована в развитии собственных производств внутри страны.
Для улучшения налогового и бюджетного законодательства АГМП предлагает предусмотреть снижение налоговой нагрузки на освоение зрелых месторождений и снижение ставок НДПИ в отношении полезных компонентов, которые извлекают из состава техногенных минеральных образований (ТМО), обеспечить возможность перехода с НДПИ на роялти для новых недропользователей.
А кроме того, создать механизм, который позволит направлять часть средств, поступивших в бюджет от НДПИ, на развитие моногородов и регионов присутствия недропользователей.
«Обновление налогового кодекса даст возможность существенно реформировать систему недропользования в этой сфере. Крайне важен вопрос о введении роялти. Мы за такие ставки по платежам, которые бы позволили всю отрасль вывести на новый уровень, поощряя производство продукции более высоких переделов и создание новых рабочих мест. И, конечно, требования в республике должны отвечать международным стандартам по налогообложению.
Мы поддерживаем правительство по многим направлениям. Это касается возмещения затрат на геологоразведку за счёт налоговых вычетов. Приветствуем, чтобы по месторождениям с низким содержанием полезных компонентов были подписаны соглашения о глубокой переработке.
Но есть и недоработки, по которым нет достаточного понимания. Нам нужно срочно ввести поправки в земельный и водный кодексы, потому что некоторые действующие нормы просто не дают возможности приступить к работам на новых месторождениях», — объяснил исполнительный директор АГМП Николай Радостовец во время стратегической сессии «Инвестиционный климат в горнодобывающем секторе Казахстана. Устранение препятствий».
Эксперт рассказал и о том, каких изменений ждёт отраслевое сообщество в кодексе о недрах. В числе прочего инициаторы поправок предлагают исключить представление проектных документов на стадии подачи заявления на выдачу лицензии на добычу ТПИ и ОПИ и снять ограничения по действующим контрактам на добычу общераспространённых полезных ископаемых по глубине отработки в 30 метров для перехода на лицензионный режим.
В АГМП, что вполне понятно, заинтересованы и в закреплённой на законодательном уровне поддержке тех секторов промышленности, которые сейчас испытывают сложности.
«Коньюнктура мирового рынка сырья и технологий всё время меняется. Сейчас все заговорили о редкозёмах. Но мы хотим видеть и заинтересованность в инвестициях в углепром. Декарбонизация — мировой тренд, но всё-таки уголь — важный для Казахстана продукт. Поэтому нужны реальные инвестиционные предложения и действия со стороны правительства в развитии углехимии.
В отрасли активизировано взаимодействие с местными товаропроизводителями по созданию кластеров. Сейчас обсуждается вопрос формирования медного и алюминиевого кластеров, возможно, стоит рассмотреть и перспективы углехимического», — предположил Николай Радостовец.
Однако к согласию парламентарии приходят с трудом. Вокруг проекта поправок в кодекс о недрах не затихают горячие дебаты. Некторые представители законодательной ветви власти настаивают на ужесточении государственного контроля и повышении налоговой отдачи в бюджеты всех уровней.
«Инициативы депутатов иногда буквально лихорадят отрасль. Вопрос даже стоит о развороте реформ. Предлагают вернуть систему государственного контроля, какой она была в 1996 году. На подобных условиях привлечь инвестиции нам будет ещё сложнее», — оценил ситуацию другой участник стратсессии, президент Казахстанской горнорудной палаты Руслан Баймишев.
Да, рост инвестиционной привлекательности Казахстана произошёл, есть заметное повышение геологической изученности, развивается рынок сервисов геологоразведки, процессы автоматизируются и цифровизируются. Предприняты опредлённые шаги для мотивации глубокой переработки. Но стабильности отраслевому законодательству всё ещё не хватает.
«Какие ожидания у инвесторов? В первую очередь это предсказуемость: справедливая и понятная налоговая политика, соблюдение баланса интересов в реализации смежных законодательств, в том числе в кодексах о земле и воде, в вопросах об особо охраняемых природных территориях», — уверен Руслан Баймишев.
Не менее, а иногда и более значима поддержка в реализации долгосрочных проектов на местах. Ведь нередко уже начавшийся процесс «застревает» на уровне региональных и муниципальных органов власти. Отказы в выдаче разрешений, затягивание сроков согласований, установление невыполнимых требований и ограничений — всё это вряд ли идёт на пользу масштабированию геологического изучения и освоения недр республики.
«Пока мы с трибун министерств заявляем одно, а, когда недропользователи приходят в акиматы, там ситуация может складываться совсем иная. Такая несогласованность при реализации проектов на центральном и местном уровнях создаёт много помех.
Есть проблемы и в автоматизированном взаимодействии с компетентным органом. Да, создан единый портал, и мы видим перспективы его улучшения. Но по факту к нам обращались крупные инвесторы, которые пришли в Казахстан и уже полгода не могут получить лицензии из-за проблем с апостилированием данных, легализацией документов.
Вот ещё одно нессоответствие: компании, которые подают заявки на лицензии, сейчас не видят, с кем конкурируют на аукционе. По нормам действующего законодательства такие данные должны быть доступны, но это какая-то тайна. При общей прозрачности процессов их не должно быть», — сетует спикер.
По его мнению, лучший рецепт от этих «недугов» — реализация концепции «слышащего государства». И в этом направлении уже есть «подвижки». Но, к сожалению, более распространена иная практика: когда у инвесторов возникают большие проблемы, они думают, что надо сразу обращаться к первому лицу. Поэтому одной из ключевых целей реформ в недропользовании остаётся адекватно выстроенный диалог на каждом уровне взаимодействия недропользователя и государства.
Текст: Мария Кузнецова