Узнать больше
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Компания Metso предлагает полный спектр решений для предприятий горнодобывающей промышленности.
От проектирования обогатительных фабрик до поставки оборудования, запасных частей и сервисных решений — мы обеспечиваем эффективность, надежность и устойчивость во всех процессах вашего предприятия.

Подробнее Свернуть
Нашли ошибку? Выделите ее мышкой
и нажмите
Ctrl + Enter
Поделиться:
Вы уже голосовали

Закон и порядок: новый виток реформы в недропользовании Казахстана

10.09.2025

Принятый в 2017 году кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» определил позитивные изменения во многих отраслевых процессах. Его несомненным достоинством стали детально прописанные отношения между государством и всеми участниками рынка. Но всё же несогласованность некоторых важных положений в этом документе до сих пор тормозит приток инвестиций в добывающую отрасль страны.

Закон и порядок: новый виток реформы в недропользовании

Есть и другие важные документы, которые регулируют использование недр и нуждаются в корректировке. Многие зарубежные компании с интересом ждут очередного витка реформ, благодаря которому появятся лучшие перспективы для реализации проектов по разведке и разарботке месторождений твёрдых полезных ископаемых. Что и как нужно изменить, эксперты обсуждали на форуме MINEX Kazakhstan — 2025.

Новую версию кодекса о недрах власти Казахстана планируют принять уже в этом году. Как отметил на расширенном заседании правительства президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, реформа в сфере недропользования должна продолжаться несмотря ни на что. И это принципиальная позиция.

Кодекс о недрах 2017 года запустил механизм кардинальных изменений в горной отрасли. В результате был внедрён лицензионный режим предоставления права недропользования, создана ассоциация CRISCO.

Сегодня на государственном учёте в республике числится более 980 месторождений твёрдых полезных ископаемых, многие из которых были разведаны ещё под юрисдикцией СССР. Именно проблема дефицита актуальных геологических данных и послужила отправной точкой для реформирования. Создать конкурентную среду, привлекательную с точки зрения инвестиций в массовую геологоразведку на примере Австралии и Канады — задача масштабная. Но кто сказал, что невыполнимая?

Правительство привлекло зарубежные и казахстанские компании к геологоразведке, с этой целью выдано уже более 3 тысяч лицензий. С 2018 года, благодаря реформе, частные инвестиции в отрасль выросли втрое. В страну зашли крупные иностранные горнорудные компании. Программа управления госфондом недр распространена на всю территорию страны.

Закон и порядок: новый виток реформы в недропользовании

Тем не менее, по данным на начало 2025 года, лишь 16% территорий лицензировано под недропользование. Много участков, которые ещё предстоит вовлечь в геологоразведку и дальнейшую разработку, но для этого нужно больше инвестиций.

В Казахстане стараются сделать взаимодействие с госорганами для недропользователей прозрачным, и полезными инструментами в этом процессе становятся цифровизация и искусственный интеллект.

«С начала этого года мы запустили единую платформу недропользования, которая оцифровала 22 госуслуги. 506 заявлений уже обработано. До этого представителям компаний приходилось приходить в местные исполнительные органы, искать посредников и вести переговоры, но теперь всё доступно онлайн без какой-либо бюрократии.

Мы специально внедрили такие бизнес-услуги, чтобы упростить подачу заявок на геологоразведку и лицензирование. Представлена интерактивная карта — она охватывает все участки, которые интересны для недропользователей и доступны на аукционах», — рассказала на форуме вице-министр Министерства промышленности и строительства Респуб-лики Казахстан Жаннат
Дубирова.

Но есть ключевые вопросы, которые так и остались неразрешёнными. Сейчас совершенствование законодательства призвано упростить в Казахстане процедуры оформления права землепользования (сервитутов) при разведке и добыче, сократить процедуры и сроки принятия решений по внесению изменений в контракты на недропользование до двух месяцев и решить ряд других наболевших проблем.

О чём спорят парламентарии?

Изменения в отрасли действительно во многом зависят от того, как скоро и о чём договорятся депутаты Парламента Республики Казахстан. Изменения в налоговое законодательство, к примеру, уже откладывались дважды. Небыстро идёт и процесс согласования других инициатив. С другой стороны, здесь действительно необходимы взвешенные решения.

«В Мажилисе сейчас рассматриваются два законопроекта. Первый касается единой платформы недропользования и повышения прозрачности доступа к геолого-разведочным площадям, а также вопросов переработки твёрдых полезных ископаемых, включая продление норм о проведении аукционов по ним и корректировку, исключающую скрытую добычу. Таковы основные положения в рамках этой инициативы.

Вторая касается вопросов добычи углеводородного сырья и рассматривает приоритетный механизм резервирования территорий разведки оруденений или залежей урана для национальной компании», — рассказал на сессии «Горнодобывающий сектор Казахстана: государственные приоритеты, планы и проекты по развитию и диверсификации» директор департамента недропользования Министерства промышленности и строительства Алмас Кушумов.

В свою очередь, Ассоциация горнодобывающих и металлургических предприятий (АГМП) инициировала обсуждение 60 поправок в законодательные нормы, которые регулируют различные аспекты добычи ископаемых в землях Казахстана. И не только в кодекс о недрах.

Эта отраслевая организация объединяет 97 предприятий чёрной и цветной металлургии, золотодобывающей, урановой и угольной промышленности, имеет большой вес в республике и заинтересована в развитии собственных производств внутри страны.

Для улучшения налогового и бюджетного законодательства АГМП предлагает предусмотреть снижение налоговой нагрузки на освоение зрелых месторождений и снижение ставок НДПИ в отношении полезных компонентов, которые извлекают из состава техногенных минеральных образований (ТМО), обеспечить возможность перехода с НДПИ на роялти для новых недропользователей.

А кроме того, создать механизм, который позволит направлять часть средств, поступивших в бюджет от НДПИ, на развитие моногородов и регионов присутствия недропользователей.

Работа на месторождении

«Обновление налогового кодекса даст возможность существенно реформировать систему недропользования в этой сфере. Крайне важен вопрос о введении роялти. Мы за такие ставки по платежам, которые бы позволили всю отрасль вывести на новый уровень, поощряя производство продукции более высоких переделов и создание новых рабочих мест. И, конечно, требования в республике должны отвечать международным стандартам по налогообложению.

Мы поддерживаем правительство по многим направлениям. Это касается возмещения затрат на геологоразведку за счёт налоговых вычетов. Приветствуем, чтобы по месторождениям с низким содержанием полезных компонентов были подписаны соглашения о глубокой переработке.

Но есть и недоработки, по которым нет достаточного понимания. Нам нужно срочно ввести поправки в земельный и водный кодексы, потому что некоторые действующие нормы просто не дают возможности приступить к работам на новых месторождениях», — объяснил исполнительный директор АГМП Николай Радостовец во время стратегической сессии «Инвестиционный климат в горнодобывающем секторе Казахстана. Устранение препятствий».

Эксперт рассказал и о том, каких изменений ждёт отраслевое сообщество в кодексе о недрах. В числе прочего инициаторы поправок предлагают исключить представление проектных документов на стадии подачи заявления на выдачу лицензии на добычу ТПИ и ОПИ и снять ограничения по действующим контрактам на добычу общераспространённых полезных ископаемых по глубине отработки в 30 метров для перехода на лицензионный режим.

В АГМП, что вполне понятно, заинтересованы и в закреплённой на законодательном уровне поддержке тех секторов промышленности, которые сейчас испытывают сложности.

«Коньюнктура мирового рынка сырья и технологий всё время меняется. Сейчас все заговорили о редкозёмах. Но мы хотим видеть и заинтересованность в инвестициях в углепром. Декарбонизация — мировой тренд, но всё-таки уголь — важный для Казахстана продукт. Поэтому нужны реальные инвестиционные предложения и действия со стороны правительства в развитии углехимии.

В отрасли активизировано взаимодействие с местными товаропроизводителями по созданию кластеров. Сейчас обсуждается вопрос формирования медного и алюминиевого кластеров, возможно, стоит рассмотреть и перспективы углехимического», — предположил Николай Радостовец.

Однако к согласию парламентарии приходят с трудом. Вокруг проекта поправок в кодекс о недрах не затихают горячие дебаты. Некторые представители законодательной ветви власти настаивают на ужесточении государственного контроля и повышении налоговой отдачи в бюджеты всех уровней.

«Инициативы депутатов иногда буквально лихорадят отрасль. Вопрос даже стоит о развороте реформ. Предлагают вернуть систему государственного контроля, какой она была в 1996 году. На подобных условиях привлечь инвестиции нам будет ещё сложнее», — оценил ситуацию другой участник стратсессии, президент Казахстанской горнорудной палаты Руслан Баймишев.

Концепция «слышащего государства»

Да, рост инвестиционной привлекательности Казахстана произошёл, есть заметное повышение геологической изученности, развивается рынок сервисов геологоразведки, процессы автоматизируются и цифровизируются. Предприняты опредлённые шаги для мотивации глубокой переработки. Но стабильности отраслевому законодательству всё ещё не хватает.

«Какие ожидания у инвесторов? В первую очередь это предсказуемость: справедливая и понятная налоговая политика, соблюдение баланса интересов в реализации смежных законодательств, в том числе в кодексах о земле и воде, в вопросах об особо охраняемых природных территориях», — уверен Руслан Баймишев.

Не менее, а иногда и более значима поддержка в реализации долгосрочных проектов на местах. Ведь нередко уже начавшийся процесс «застревает» на уровне региональных и муниципальных органов власти. Отказы в выдаче разрешений, затягивание сроков согласований, установление невыполнимых требований и ограничений — всё это вряд ли идёт на пользу масштабированию геологического изучения и освоения недр республики.

«Пока мы с трибун министерств заявляем одно, а, когда недропользователи приходят в акиматы, там ситуация может складываться совсем иная. Такая несогласованность при реализации проектов на центральном и местном уровнях создаёт много помех.

Есть проблемы и в автоматизированном взаимодействии с компетентным органом. Да, создан единый портал, и мы видим перспективы его улучшения. Но по факту к нам обращались крупные инвесторы, которые пришли в Казахстан и уже полгода не могут получить лицензии из-за проблем с апостилированием данных, легализацией документов.

Вот ещё одно нессоответствие: компании, которые подают заявки на лицензии, сейчас не видят, с кем конкурируют на аукционе. По нормам действующего законодательства такие данные должны быть доступны, но это какая-то тайна. При общей прозрачности процессов их не должно быть», — сетует спикер.

По его мнению, лучший рецепт от этих «недугов» — реализация концепции «слышащего государства». И в этом направлении уже есть «подвижки». Но, к сожалению, более распространена иная практика: когда у инвесторов возникают большие проблемы, они думают, что надо сразу обращаться к первому лицу. Поэтому одной из ключевых целей реформ в недропользовании остаётся адекватно выстроенный диалог на каждом уровне взаимодействия недропользователя и государства.

Текст: Мария Кузнецова


Поделиться:
  • Другие материалы
  • Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли

  • популярное на сайте
  • Подпишитесь на наш Телеграм-канал Свернуть

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли