Узнать больше
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Компания Metso предлагает полный спектр решений для предприятий горнодобывающей промышленности.
От проектирования обогатительных фабрик до поставки оборудования, запасных частей и сервисных решений — мы обеспечиваем эффективность, надежность и устойчивость во всех процессах вашего предприятия.

Подробнее Свернуть
Нашли ошибку? Выделите ее мышкой
и нажмите
Ctrl + Enter
Поделиться:
Вы уже голосовали

Инвестиции в компетенции: в чём сила?

10.09.2025

Конкуренция за человеческий капитал в горно-металлургическом комплексе Республики Казахстан становится всё острее. Опытные кадры стареют, а демографическая ситуация 1990-х оборачивается снижением числа потенциальных рабочих рук. К тому же молодёжь не спешит выбирать профессии в добывающей отрасли, где нужны подготовленные люди с «прокаченными» компетенциями, которые смогут эффективно работать с передовыми технологиями, оборудованием и техникой.

Рабочие на производстве

Логично, что инвесторы, вкладывая немалые средства в реализацию проектов в сфере горной промышленности и металлургии, предпочитают набирать персонал за рубежом. Число привлекательных вакансий для молодых кадров республики таким образом уменьшается, и возникает замкнутый круг. Разорвать его можно только системными изменениями, когда отраслевые компании повышают статус рабочих мест, а образовательная среда предлагает востребованные программы для обучения.

Эту тему эксперты обсудили на выставке MINEX Kazakhstan — 2025 во время тематической сессии «Будущее рабочей силы горнодобывающей промышленности в Казахстане: инвестиции в компетенции».

Новый подход к восполнению кадрового дефицита — осознанная необходимость. За несколько лет в Казахстане принято более 8 тыс. образовательных программ для будущих сотрудников горно-металлургического комплекса. А 2025 год объявлен в республике Годом рабочих профессий.

«Облачный» атлас горных профессий

Логичное требование работодателей заключается в том, что подготовка кадров должна основываться на профессиональных стандартах. По этому принципу уже разработаны и действуют программы «Горное дело и добыча полезных ископаемых», «Горная инженерия», «Металлургическая инженерия». Ориентиром стал и атлас-конструктор новых профессий, который рассматривается как значимый компонент национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов.

«Мы ещё лет шесть назад запустили этот важный проект — „Атлас новых профессий и компетенций Казахстана”, взяв в разработку девять базовых отраслей. Первым стал именно атлас для горно-металлургической отрасли. С использованием методологии форсайт были определены стратегические направления инновационного развития и профессии, которые будут актуальными через 5-10 лет», — пояснил министр науки и высшего образования Республики Казахстан Саясат Нурбек.

Какие специалисты нужны горно-металлургическому комплексу Казахстана в ближайшее десятилетие? Экспертный анализ показал, что среди новых профессий будут востребованы аналитики по обработке больших данных, администраторы сетей блокчейн, конструкторы композитных материалов. Названы и сферы, где автоматизация постепенно вытеснит труд человека. За десять лет в категорию исчезающих перейдут должности машиниста бульдозера, оператора конвейера — здесь будущее за цифровыми технологиями и искусственным интеллектом.

«В 2020 году в атлас мы включили 47 профессий. С тех пор прошло 5 лет, мы убедились, что эта работа была своевременно начата и наши списки становятся реальностью.

Сегодня в отрасли трудятся специалисты по цифровизации горного производства, инженеры по вторичной переработке ТБО, аналитики ESG-данных, генерификаторы промышленного обучения, инженеры по кибербезопасности производственных систем, специалисты по цифровым двойникам производства. Средняя зарплата на предприятиях отрасли составляет от 500 тысяч до 1 миллиона тенге.

Конечно, данные нужно обновлять. Потому в рамках проекта „Атлас 2.0” мы уже провели форсайт по актуализации профессий, в котором участвовали эксперты отрасли со всей страны. Эта работа проходила на площадке корпоративного университета компании ERG», — поделилась опытом одна из участниц проекта, заместитель исполнительного директора ОЮЛ «Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий» Бакыт Манасбаева.

Нехватка профессионалов в регионах Казахстана отражает их промышленную инфраструктуру и специфику. Поэтому республиканские атласы дополняют прогнозные карты кадровых потребностей областей, к которым привязаны и образовательные учреждения.

«Рудненский университет занимается подготовкой кадров для Костанайской области. Это единственный вуз в северо-западном регионе, который выпускает инженерные кадры для ГМК. В данный момент в нашем регионе уже разработаны 46 инвестиционных проектов на общую сумму 2,4 трлн тенге. За три года будет создано около 10 тыс. рабочих мест, в основном в горно-металлургической отрасли. Наша задача — подготовить кадры, и мы решаем её.

Вуз занимает первое место по образовательной программе „Добыча полезных ископаемых”. Недавним соглашением определены направления сотрудничества университета с ООО „Костанайские минералы”: мы будем готовить для них специалистов, а они создадут центр компетенций ИИ.

Разумеется, для качественной подготовки кадров новой формации важно взаимодействовать не только с нашими партнёрами из индустрии, но и с зарубежными вузами. Уже согласован и подписан меморандум о сотрудничестве с тремя корейскими высшими школами», — объяснил председатель правления — ректор НАО «Рудненский индустриальный университет» Нурбек Сапарходжаев.

Понятно, что в условиях роста инвестиционной активности зарубежных партнёров фактор прозрачных образовательных границ становится всё более значимым.

Рабочие на производстве

«Обучать специалистов высшей квалификации для горно-металлургической отрасли — это наша каждодневная работа. Острая нехватка компетентных инженеров характерна не только для предприятий республики, но и для промышленности других стран. А значит, проблема поиска новых подходов к организации и получению инженерного образования сегодня не имеет
границ.

Много инноваций идёт от нашего министерства, в частности, в прошлом году была принята программа демократизации поступления в профильную магистратуру и создания индустриальной PhD. Это является большим шагом вперёд в деле подготовки высококвалифицированных кадров. Только в нашем университете было разработано дополнительно шесть программ в рамках PhD», — рассказал председатель правления — ректор НАО «Карагандинский индустриальный университет» Бахыт Жаутиков.

В Казахстане активно привлекают к сотрудничеству зарубежные университеты, создавая так называемые партнёрские кампусы. Чтобы обеспечить компетентными специалистами горно-металлургическую отрасль, уже налажена работа с несколькими зарубежными университетами. Среди них британский Exeter, где давно сформировалось горнодобывающее направление, а также школа горного дела Колорадо.

Получать профессию в Казахстане в этом учебном году решили многие молодые люди из-за рубежа. По информации образовательного ведомства, в страну по всем направлениям приехали учиться 31,5 тыс. иностранных студентов, что стало историческим рекордом. Вузы республики оказались в топе для молодёжи не только СНГ, но и Китая, Индии, других стран Азии.

Наука и жизнь: трансформация модели

Хочешь опередить время и добиться успеха — делай то, что преждевременно. Тезис известный, и, видимо, в полной мере он относится к развитию науки, которая прокладывает пути будущим достижениям.

В июле прошлого года в Казахстане был принят закон о науке и технологической политике, определивший как основные механизмы развития национальной научной системы республики, так и коммерциализацию её результатов. Но и тут, понятное дело, не обойтись без инвестиций.

«Введение нового закона стало началом трансформации науки Казахстана в открытую модель с созданием пакета стимулирующих мер для активного привлечения частных компаний. Уже рассматривается в первом чтении проект нового кодекса, который включает возможность для частных инвесторов получать до 200% налоговых вычетов и другие преференции при условии партнёрства с нашими вузами и научно-исследовательскими институтами.

Ещё одним важным направлением является в нашей стратегии интернационализация. Ведь с привлечением хороших, сильных зарубежных университетов в Казахстан мы решаем не только вопрос качественной подготовки кадров. Основная задача — позиционировать Казахстан как академический и исследовательский хаб для всего нашего макрорегиона», — отметил Саясат Нурбек.

Одно из стратегических направлений для совместных исследований — геологоразведка, исследование недр республики. В богатой ресурсами стране давно не было значимых геологических открытий. Можно ли с имеющимися средствами и технологиями совершить прорыв?

Многие представители отраслевого сообщества согласны с тем, что в контексте реализации закона о науке и технологической политике перспективные задачи ГРР связаны с ликвидацией разрыва между научно-технологическим прогрессом и реальным уровнем ведения таких работ в стране.

«В Казахстане пока институционально не оформлена среда для обсуждения научно-технологических проблем геологоразведки, что мешает выйти на консолидированные выводы. В 2018 году по заказу АО „Казгеология” мы провели исследование и разработали модель системы управления развитием отрасли. Её ключевое звено — совет по развитию знаний.

Реализация проекта впереди, но общий системный анализ показал: затруднения в организации изучения недр начинаются на этапе формирования проектов. Это связано в том числе и с недооценкой сложности задачи прогнозирования рудных объектов с низким статусом», — считает генеральный директор ООО «Международная академия информатизации» Алексей Цеховой.

Рабочие на производстве

Венчурные фонды и революция инвестиций

Важной инициативой стало и расширение статуса АО «Фонд науки», действующего при профильном министерстве. Из классической государственной организации, выдающей гранты, он превращается в структуру, которая может создавать совместные венчурные или инвестиционные фонды с гарантированной поддержкой от государства.

Помимо финансовых инструментов, Фонд науки получает и дополнительные нефинансовые, связанные с международным сотрудничеством и мониторингом рынка инноваций и новых технологий.

«Мы понимаем, что нужно усиливать сотрудничество как в национальном масштабе (между учёными, бизнесом, промышленностью, государством), так и на международном уровне. Поэтому мы со своей стороны помогаем находить зарубежных партнёров и для научных организаций, и для промышленных компаний и, конечно же, налаживаем взаимодействие с похожими фондами в других странах для обмена опытом и знаниями», — рассказала и. о. председателя правления АО «Фонд науки» Алия Сембаева.

Классический грантовый алгоритм, однако, никто не отменял. С 2016 года Фонд науки выделял гранты на коммерциализацию научных разработок. Сейчас в портфеле уже 350 проектов, из них 208 — в реализации. Среди них и те, что уже экспортируются в другие страны, причём объём таких инициатив оценивается суммарно в 1,5 млрд тенге.

Из общего массива 17 проектов относятся к геологоразведке, металлургии, металлообработке. И, хотя их доля пока невелика, социальные и экономические эффекты, по мнению Алии Сембаевой, выше по сравнению с другими направлениями.

«Один из кейсов — разработка технологии получения смешанных оксидов ванадия для проточных аккумуляторов. Это хороший пример развития цепочек добавленной стоимости. Проект экологичен и значим с учётом общей для горно-металлургического комплекса проблемы переработки отходов. Предложенная технология позволяет извлекать ценные компоненты через выщелачивание с использованием специальных бактерий», — привела пример Алия Сембаева.

Если от задач локальных перейти к глобальным, а от грантов — к венчурной индустрии, то специалистам фонда предстоит за несколько лет буквально подготовить инвестиционную революцию. Планы амбициозны: к 2030 году сделать Казахстан региональным хабом венчурной деятельности. Насколько это реально, покажет время.

Пока фонд организовал и провёл 9 научно-технологических сессий, которые преимущественно были посвящены инвестициям в сфере недропользования. В чем ценность таких мероприятий? Эксперты компаний вместе с учёными в течение двух-трёх дней активно обсуждают проблемы предприятий, направления научных разработок и их внедрения.

У исследователей есть возможность посетить производственные площадки, проанализировать технологические процессы, задать свои вопросы. Одна из сессий состоялась на базе KAZ Minerals. Холдинг занимается производством меди, ориентирован на разработку крупномасштабных низкозатратных рудников открытого типа и делает ставку на передовые технологии.

Реализация любых инвестиционных проектов в отрасли в ближайшее время будет связана с цифровизацией и автоматизацией, продвинутыми технологиями переработки и использованием искусственного интеллекта, снижением нагрузки на окружающую среду и повышением безопасности. Даже на уровне рабочих профессий это требует немалых знаний. Поэтому вложения в компетенции людей, которые воплотят эти замыслы в жизнь, остаются самым значимым залогом развития индустрии.

Текст: Мария Кузнецова


Поделиться:
  • Другие материалы
  • Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли

  • популярное на сайте
  • Подпишитесь на наш Телеграм-канал Свернуть

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли