ESAB - ваш партнер в сварке и резке
Узнать больше Свернуть
Развернуть

ESAB - один из мировых лидеров по производству оборудования для сварки и резки металлов. Компания создает оборудование для ручной и автоматизированной сварки и резки, сварочные материалы и средства защиты. В Центральной Азии ESAB действует с 2007 года, является одной из крупнейших сварочных компаний с широкой сетью дистрибьюторов в Казахстане и Узбекистане.

Подробнее Свернуть
Нашли ошибку? Выделите ее мышкой
и нажмите
Ctrl + Enter
Поделиться:
Вы уже голосовали

Актуальные данные, чёткая стратегия и налоговые льготы — чего ещё не хватает ГМК?

19.11.2024

Горно-металлургический комплекс Казахстана переживает непростые времена. Проблемы накапливались не один год, и решить их одномоментно не удастся. Эксперты отрасли говорят о необходимости системных изменений в области геологии и недропользования. Процесс этот уже запущен — важным шагом стало принятие кодекса «О недрах и недропользовании», который задал основные векторы грядущих изменений. Что сдерживает развитие ГМК Казахстана на данном этапе, выясняли участники форума «Майнекс Казахстан — 2024».

Лаборант
Фото: ru.freepik.com

Без стратегии нет развития

В ходе сессии «Развитие казахстанского содержания в недропользовании. Опыт и стратегии компаний» заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Гульнара Бижанова напомнила участникам форума, что правительство Казахстана взяло курс на повышение доли казахстанского содержания в базовых отраслях экономики, в том числе в горно-металлургической отрасли, которая является показательным примером успешного сотрудничества с отечественными товаропроизводителями.

«Государственные инициативы по увеличению доли казсодержания, росту отечественных производств при ГМК должны учитывать истощающиеся запасы на месторождениях компаний, которые работают давно. Просто административное давление в таких случаях не даст нужного эффекта.

В связи с этим палата уже предлагает правительству стимулировать создание поясов МСБ путём предоставления налоговых льгот, преференций, доступа и строительства инфраструктуры в обмен на социально-экономическое долголетие по истощающимся месторождениям. В настоящий момент ведутся переговоры. Нас поддерживают парламентарии.

Мы надеемся, что в госпрограммах и законах увидим те стимулы, которые позволят компаниям продолжать работу по развитию и поддержке отечественных товаропроизводителей во взаимном балансе интересов», — заявила Гульнара Бижанова.

Также она отметила, что на данный момент в государственной системе правовых актов отсутствует единая стратегия развития горно-металлургической отрасли. По мнению председателя правления НПП «Атамекен», это препятствует формированию долгосрочной политики.

«Очевидным является тот факт, что на данном этапе государство и бизнес должны сосредоточить усилия над разработкой важного стратегического документа, от которого зависит дальнейший рост экономики страны. Когда сойдутся все пазлы в долгосрочных моделях, сотрудничество с отечественными товаропроизводителями станет новым дыханием для горно-металлургического комплекса и окончательно утвердит высокую значимость отрасли», — подчеркнула спикер.

Этот вопрос Гульнара Бижанова поднимала и на заседании комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности (КГГУМП) Президиу-
ма НПП РК «Атамекен», которое состоялось незадолго до начала работы MINEX-2024. Тогда она представила две дорожные карты развития ГМК, одна из которых включает вопросы, которые требуют рассмотрения на уровне уполномоченного органа, а вторая — задачи, решением которых должно заняться Правительство РК с участием других госорганов. На заседании оба документа были согласованы.

Инвестиции в науку

Также в ходе заседания комитета обсуждалась инициатива госорганов и депутатов парламента по внесению изменений в порядок финансирования НИОКР в размере 1% от расходов на добычу, в соответствии с которыми средства следует направлять в АО «Фонд науки» через республиканский и местный бюджеты. Участники заседания отметили, что такой механизм ужесточит регулирование в этой сфере и в результате только ухудшит положение недропользователей.

«На заседании рабочей группы мы приняли категорическую позицию, отметив, что необходимо сохранить действующий механизм через создание научно-технических советов при каждом отраслевом госоргане, что обеспечивает прозрачность работы», — сообщил директор департамента развития человеческого капитала НПП РК «Атамекен» Азамат Бейсенбенов.

Советник заместителя председателя НПП «Атамекен» Ерлан Смайлов заявил, что централизация сбора средств на НИОКР через Фонд науки, во-первых, будет снижать наукоёмкость экономики, а во-вторых, приведёт к росту затрат. Поскольку в компетенцию этой организации не входит определение приоритетности НИОКР, сотрудникам придётся привлекать квалифицированных специалистов, что вызовет дополнительные расходы. Кроме того, советник усмотрел в новой норме коррупциогенный потенциал, для исключения которого призвал провести анализ регуляторного воздействия и антикоррупционную экспертизу.

Главное же возражение Ерлана Смайлова против изменения порядка финансирования НИОКР в добыче звучало так: «Зачем вмешиваться в механизм, который и так работает?» В подтверждение он привёл данные статистики: в 2023 году Казахстан инвестировал в НИОКР 172,5 млрд тенге, что на 41,9% больше, чем в 2022 году.

Заместитель исполнительного директора Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Ербол Закариянов поддержал эту позицию, напомнив, что три года назад депутаты уже выходили с подобной инициативой, и тогда в Правительстве РК их не поддержали. Он также отметил, что предприятия ГМК довольно успешно развивают отраслевую науку через собственные научно-исследовательские центры, концентрируясь на прикладных направлениях и решая конкретные производственные задачи.

«Действительно, в вопросах финансирования науки из госбюджета необходимо наводить порядок. Мы видим, как тратятся десятки миллионов тенге, и на выходе получаем не патент, не какую-либо новую технологию или модель, а статью в третьесортном научном журнале. Но это проблема не недропользователей, а эффективного управления наукой. Средства, предназначенные на НИОКР, должны тратиться на НИОКР.

Недропользователи решают это через отраслевые научно-технические советы, созданные для выработки предложений и рекомендаций по приоритетным направлениям НИОКР», — пояснил Ерлан Смайлов.

Актуальные данные, чёткая стратегия и налоговые льготы — чего ещё не хватает ГМК?

Ресурсов мало, информации ещё меньше

Для казахстанского ГМК на протяжении ряда лет остаётся актуальной проблема восполнения минерально-сырьевой базы. На форуме MINEX-2024 с докладом на эту тему выступил председатель правления АО «Национальная геологическая служба» Ерлан Галиев в ходе сессии «Стимулы и перспективы ускорения геолого-разведочных работ в Центральной Азии с участием отечественных и зарубежных недропользователей».

В своём выступлении спикер напомнил, что с момента обретения независимости в Казахстане не было ни одного открытия крупного месторождения полезных ископаемых. И это несмотря на то, что после принятия нового кодекса «О недрах и недропользовании» количество выданных лицензий увеличилось в четыре раза по сравнению с периодом 1991-2018 годов. Кроме того, в 2021 году были рассекречены сведения о балансовых запасах некоторых элементов и редких металлов, таких как литий, цезий, галлий, тантал.

«Если сравнивать ситуацию с тем, что было в начале 1990-х, когда мы получили наследие советских предшественников, сейчас нас беспокоит ситуация с восполнением этих ископаемых. Мы видим, что через 10-15 лет, если не сохранить темпы восполнения этих ресурсов, появится риск, что крупные предприятия не будут обеспечены запасами сырья в должной мере», — подчеркнул Ерлан Галиев.

Для решения этой проблемы, по его мнению, необходимо инициировать поисково-оценочные и разведочные работы, провести ревизии и анализ многочисленных рудопроявлений и перспективных площадей. Причём важно увеличить долю участия государства и объём инвестиций из бюджета на ранних этапах геолого-разведочного процесса.

«Многие геологи, не только наши, но и международные, могут подтвердить, что есть некоторая стадийность в проведении любых работ. Первая стадия — региональная и поисково-оценочная. В этой части мы понимаем, что нужно усиливать роль государства.

Оно должно больше финансировать данные работы, чтобы подготавливать участки для недропользователей. Также мы видим, что необходима определённая координация с другими организациями в сфере решения проблем воспроизводства минерально-сырьевой базы», — пояснил председатель правления Национальной геологической службы.

Ерлан Галиев рассказал, что сейчас его организация формирует так называемый пообъектный план по воспроизводству минеральных ресурсов, и первый этап в решении этой задачи — совершенствование нормативно-правовой базы.

«Есть определённая критика в отношении нашего законодательства, мы сегодня много об этом говорили. Это критика налогового кодекса, горного кодекса, экологического и т. д. Мы понимаем, что решить вопросы воспроизводства можно в первую очередь за счёт работы с правовой базой. Здесь мы полностью открыты для диалога с бизнес-сообществом о том, какие изменения могут быть внесены в законодательство без ущерба для национальных интересов.

Однако же мы понимаем, что сейчас сильная конкуренция в мире в части привлечения инвестиций. Есть наши соседи, есть страны Африки и Азии, которые привлечение инвестиций считают важным приоритетом. Также мы понимаем, что вопросы экологии, охраны недр стоят остро в стране. Пообъектный план будет отвечать на большую часть этих вопросов», — пообещал спикер.

В заключение он обратился к теме информационно-аналитического обеспечения ГМК и необходимости повышения его качества. По словам Ерлана Галиева, планируется создание так называемого геокластера, структура которого будет включать современные здания для хранения геологической информации.

«Со стороны Национальной геологической службы мы понимаем, что нет необходимости изобретать велосипед, поэтому плотно работаем с геологическими службами других стран. Недавно у нас была финская служба, вскоре ожидаем коллег из США, находимся в контакте с британской, французской и другими службами. Мы понимаем, что построение инфраструктуры в Казахстане на должном уровне — одна из очень важных задач. Здесь мы можем воспользоваться опытом наших коллег из других стран», — отметил представитель Национальной геологической службы.

Актуальные данные, чёткая стратегия и налоговые льготы — чего ещё не хватает ГМК?

Время пришло?

На отраслевых форумах в области ГМК на протяжении многих лет обсуждается тема отказа от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и внедрения механизма роялти. Об этом, в частности, говорил заместитель исполнительного директора Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Максим Кононов в ходе форума «Майнекс Центральная Азия» в 2018 году.

«Мы считаем, что роялти вместо НДПИ — это шаг вперёд, потому что с точки зрения инвестора это более понятный налог, когда компания платит за то, что она фактически продала, а не за то, что добыла. И при этом не учитываются потери, которые возникают в процессе переработки на стадии металлургии. Поэтому мы считаем, что роялти в Казахстане должен быть внедрён», — заявил тогда спикер.

И вот, наконец, на конгрессе Astana Mining & Metallurgy — 2024 вице-министр промышленности и строительства Иран Шархан объявил, что с 2025 года компании, которые уже нашли и утвердили запасы твёрдых полезных ископаемых, будут переведены на роялти — понятную международную систему, в отличие от НДПИ, устаревшего и громоздкого инструмента.

Переход будет поэтапным: сначала механизм освоят юниорские геолого-разведочные компании, а затем и другие. По словам Ирана Шархана, все новые объекты будут проходить через международную систему отчётности, в то время как старые месторождения, защищённые по стандартам ГКЗ, сохранят свою силу.

В продолжение налоговой темы Максим Кононов предложил установить налог на добычу полезных ископаемых для техногенных минеральных образований (ТМО) на уровне 0,1 от существующей ставки, чтобы стимулировать инвесторов к переработке. По его мнению, ТМО, не относящиеся к недрам, не должны облагаться полным НДПИ. По мнению заместителя исполнительного директора ассоциации, введение понижающего коэффициента позволит стимулировать в стране масштабную работу по извлечению полезных компонентов из ТМО.

Существующий налоговый режим, с точки зрения спикера, делает такие проекты нерентабельными. Он также напомнил, что с января 2023 года ставки НДПИ были повышены на 50% на биржевые металлы и на 30% — на остальные. Максим Кононов подчеркнул, что дальнейшее увеличение налоговой нагрузки будет пагубным для отрасли.

Текст: Мария Кармакова


Поделиться:
  • Другие материалы

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли

  • популярное на сайте
  • Подпишитесь на наш Телеграм-канал Свернуть

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли