ESAB - ваш партнер в сварке и резке
Узнать больше Свернуть
Развернуть

ESAB - один из мировых лидеров по производству оборудования для сварки и резки металлов. Компания создает оборудование для ручной и автоматизированной сварки и резки, сварочные материалы и средства защиты. В Центральной Азии ESAB действует с 2007 года, является одной из крупнейших сварочных компаний с широкой сетью дистрибьюторов в Казахстане и Узбекистане.

Подробнее Свернуть
Нашли ошибку? Выделите ее мышкой
и нажмите
Ctrl + Enter
Поделиться:
Вы уже голосовали

Уголь в Казахстане: обзор добычи и перспективы

13.03.2023

Вторая половина прошлого года однозначно запомнилась Казахстану настоящим угольным «бумом». Спрос на топливо со стороны европейских стран вырос в разы, как только в силу вступило эмбарго на российский уголь. Естественно, предприятия РК подставили своё плечо, нарастив экспорт угля по мере сил. Насколько же прибыльным оказался прошлый год для угольной промышленности Казахстана и каковы перспективы поставок на 2023 год?

Казахстанский уголь — Европе
Фото: erg.kz

Добыть больше

Если добудешь больше, сможешь продать больше — простая пропорция. То, что казахстанские компании увеличат добычу угля в 2022 году из-за возросшего спроса на европейском рынке, прогнозировало Международное энергетическое агентство. В отчёте Coal 2022, опубликованном МЭА в декабре прошлого года, сказано, что добыча твёрдого топлива в Казахстане вырастет с устойчивого уровня 103 млн т до 108 млн т (+4,5% год к году).

На деле предприятия республики добыли 113,9 млн т угля: 108,1 млн т — каменного и 5,8 млн т — бурого. Это на 1,9% больше, чем годом ранее, следует из данных Бюро национальной статистики. Экспорт при этом вырос на 3,75 млн т угля по сравнению с 2021 годом. Всего из РК экспортировали 32,5 млн т твёрдого топлива.

Казахстанские потребители могут не волноваться: на продажу в другие страны традиционно отправили не более четверти всего добытого сырья. Руководитель управления угольной промышленности Министерства индустрии и инфраструктурного развития Жанат Игисинов заявил, что в 2022 году на энергетические комплексы РК направили 64,4 млн т угля, на промышленные предприятия — 5,97 млн т, а на коммунально-бытовые нужды населения — 11,03 млн т.

Продать дороже

Согласно последним данным Бюро национальной статистики, экспортная выручка Казахстана за 11 месяцев прошлого года выросла на 87,6% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года: с $446 млн до $837 млн. Предсказуемо, что основной денежный приток обеспечили поставки угля в страны Европы. Если в 2021 году казахстанские предприятия отправили покупателям за пределами СНГ топлива на $90,9 млн, то в 2022 году уже на $572,4 млн. Прирост составил 58% в натуральном выражении и почти 530% в денежном — весьма красноречивые показатели.

Экспорт в страны СНГ, напротив, сократился за отчётный период на 11,9% до 18,7 млн т. Россия при этом по-прежнему осталась главным импортёром казахстанского угля. В соседнее государство из РК поставили 17,2 млн т твёрдого топлива, практически столько же, сколько и в 2021 году. Экспорт угля в Беларусь упал на 93,5%, в Украину — на 88,1%, в Кыргызстан — на 14,6%.

Пробелы с поставками сырья в страны СНГ Казахстану весьма успешно удалось заполнить за счёт наращивания экспорта в другие страны. К примеру, Польша импортировала в 16,6 раз больше угля, чем годом ранее, а именно 1,3 млн т. Но больше всего увеличил импорт угля Кипр, куда поступило около 753 тыс. т угля, в 27,3 раза больше в сравнении с аналогичным периодом 2021 года.

Главным покупателем казахстанского угля среди европейских стран в 2022 году стала Швейцария. За 11 месяцев в это государство поставили около 4,4 млн т твёрдого топлива на сумму $132,1 млн (+223% год к году).

Роторный экскаватор
Фото: bogatyr.kz

Читайте новости о горнодобывающей промышленности Казахстана в telegram-канале.

Если в январе — ноябре 2021 года страны Евросоюза приобрели у РК 780 тыс. т угля, то в 2022 году — уже 4,9 млн т (данные Eurostat). Импорт резко вырос на фоне энергетического кризиса в Европе, ставшего одной из самых обсуждаемых тем прошлого года. В новых реалиях страны, заявляющие об отказе от «грязного» топлива и переходе на «зелёную» энергетику, решили снова обратить своё внимание на уголь.

«Европа сначала решила ввести санкции на импорт угля, потому что без него обойтись значительно легче, чем без нефти или российского газа. Уголь является глобальным товаром, который сравнительно легко добыть и продавать во всем мире. Европа может получить запасы из других стран, помимо России, но по более высокой цене», — отметил преподаватель Льежского университета в Бельгии и Политехнического института в Париже Дамьен Эрнст в интервью РИА «Новости».

Действительно, розничные цены на твёрдое топливо в Европе в прошлом году подскочили в 3-4 раза: с $100 до $380-400 за 1 тонну. Можно сказать, что Казахстан увеличил своё присутствие на европейском рынке в весьма выгодное с точки зрения продавца время. Но будет ли экспорт угля в 2023 году таким же прибыльным? Аналитики считают, что это спорный вопрос.

В частности, эксперт «Альфа-банка» Борис Красноженов заявил изданию «Коммерсантъ», что дальнейшее замещение российских объёмов на рынке Европы будет для РК затруднительным. По мнению эксперта, в будущем увеличение экспорта должно быть связано с развитием технологий обогащения угля в республике, а также повышением качества угля, поставляемого казахстанскими предприятиями.

Кроме того, твёрдое топливо постепенно дешевеет, отметил г-н Красноженов. Если осенью энергетический уголь калорийностью 6 000 ккал на базисе CIF ARA стоил около $400 за тонну, то к началу 2023 года его стоимость на европейском рынке снова понизилась до $130. Вероятно, такого же резкого повышения экспортной выручки, как во второй половине 2022 года, казахстанским предприятиям ждать не стоит, по крайней мере, в первом квартале текущего года.

Карьер
Фото: erg.kz

Читайте также: «Грязное топливо: почему казахстанский уголь на экспорт подорожал вдвое».

Уголь поплыл морем

Нельзя сказать, что замещение доли РФ на угольном рынке даётся Казахстану легко. Эмбарго ЕС на российское топливо начало действовать в августе 2022 года, а уже в сентябре казахстанская Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) заявила о проблемах, возникших с логистикой.

Предприятиям РК пришлось искать новые экспортные маршруты, поскольку в отношении российских железных дорог также ввели санкции. Угольные компании перестроились на Транскаспийский маршрут, по которому продукцию отгружают в морском порте Актау, отправляют в Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и европейские страны.

Как заявил исполнительный директор АГМП Николай Радостовец, мощности транспортного коридора нужно наращивать при помощи частных инвестиций в строительство терминалов. Это действительно одна из необходимых мер для решения логистических вопросов, поскольку в 2022 году Транскапийский маршрут оказался не готов «переварить» увеличившийся поток грузов. Поэтому угольные компании по большей части транспортировали сырьё по старинке — через территорию РФ.

В декабре прошлого года представитель российского железнодорожного оператора рассказал изданию «Ведомости», что казахстанский уголь массово отправляют по ж/д через РФ в порты Северо-Запада (Балтийского моря) и далее в Европу. С августа по ноябрь из РК в этом направлении транспортировали 3,72 млн т топлива. За 4 месяца транзит вырос на 27% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года.

Экскаватор
Фото: karazhyra.kz

Число вагонов для перевозок за месяц увеличилось на 3 тыс., до 15,4 тыс. штук. Только в ноябре Казахстан отправил на перевалку в порты Северо-Запада 1 млн т угля. А по итогам года экспорт казахстанского угля через РФ прирос на 11%.

Согласно отчёту агентства Argus «Изменения логистики поставок и транзита сухих грузов в странах Центральной Азии и Южного Кавказа», который получил «Коммерсантъ», за год предприятия РК увеличили транзит топлива через РФ в дальнее зарубежье до 9,9 млн т.

Большую часть грузов отправляли в направлении морских портов, а именно 9,3 млн т. Крупные объёмы сырья по-прежнему отгружали через российские порты Тамань и Усть-Луга, но угольные компании РК также наладили сотрудничество с латвийскими портами Рига и Вентспилс. По данным Argus, через порт Вентспилс отправили 2,4 млн т топлива (прирост в годовом выражении в 2,4 раза), а через порт Рига — 630 тыс. т (прирост в 13 раз).

Как считают аналитики Argus, в первом квартале текущего года Казахстан может ещё нарастить отгрузку угля в направлении польских и прибалтийских портов благодаря скидкам на железнодорожный транзит по территории РФ.

К слову, в ноябре 2022 года над поставками казахстанского твёрдого топлива по российским железным дорогам сгущались тучи. Российское энергетическое агентство предложило временно запретить транзит угля из третьих стран, в том числе РК, для поддержки отечественных экспортёров. Власти не приняли эту меру, но можно представить, какие убытки бы понесли предприятия Казахстана.

А без убытков в 2022 году, вероятно, и не обошлось. Летом прошлого года Комитет индустриального развития МИИР подсчитал, что угольные компании РК недополучат $300 млн от продажи угля на европейском рынке из-за антироссийских санкций и вытекающих проблем с логистикой. Правда, официальных данных, которые бы подтвердили или опровергли правоту ведомства, в 2023 году ещё не поступало.

Кстати, ущерб от наложенных на РФ санкций Казахстану и другим странам пообещал возместить Евросоюз. Европейский дипломат Жозеп Боррель заявил об этом на ноябрьской встрече с президентом РК Касым-Жомартом Токаевым. Однако г-н Боррель не назвал конкретных сумм и сроков, поэтому пока перспектива компенсации средств, которые потеряли угольные экспортёры, кажется весьма туманной.

Уголь
Фото: karazhyra.kz

Читайте также: «Добывающая промышленность Казахстана: итоги 2022 года».

Экспорт в 2023 году

Логистика — дело тонкое, и сложно предсказать, сможет ли Казахстан беспрепятственно транспортировать уголь в Европу по российским железным дорогам в будущем. Однако у РК всегда будет надёжное направление поставок — соседний Узбекистан. В частности, так считает заместитель председателя Комитета индустриального развития МИИР Турар Жолмагамбетов.

«В перспективах угольной промышленности, если мы и не будем перерабатывать уголь, то точно будем увеличивать его экспорт. Это как минимум Европа и как максимум наш ближайший сосед Узбекистан, где удобная логистика и понятный рынок. Мы привыкли считать, что в Узбекистане много газа. Но, как выяснилось, там острый дефицит газа.

Поэтому Узбекистан начал строить несколько электростанций на угле. О чём это говорит: у нас появляются новые направления сбыта — достаточно ёмкие и стабильные», — рассказал г-н Жолмагамбетов в интервью телеканалу Atameken Business.

Долгосрочные (не менее 10 лет) поставки угля на три угольные ТЭС, которые возводят в Узбекистане, предусмотрены в рамках нового соглашения, подписанного главами республик в декабре прошлого года.

Потребность в дешёвой угольной энергии, судя по всему, никуда не исчезнет в обозримом будущем не только в Узбекистане, но и в европейских странах, ратовавших за сокращение углеродного следа. Как считает г-н Жолмагамбетов, Европа не откажется от угля в ближайшие 5-10 лет, а спрос на казахстанское топливо будет расти.


Текст: Дарья Ципотан


Поделиться:
  • Нашли ошибку? Выделите ее мышкой
    и нажмите
    Ctrl + Enter
    Поделиться:
    Вы уже голосовали
    ФНПЦ «Алтай»: выпущено в наукограде! Более шестидесяти лет назад в Бийске (в настоящее время...
    Читать материал...
    Другие материалы

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли

  • популярное на сайте
  • Подпишитесь на наш Телеграм-канал Свернуть

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли