ESAB - ваш партнер в сварке и резке
Узнать больше Свернуть
Развернуть

ESAB - один из мировых лидеров по производству оборудования для сварки и резки металлов. Компания создает оборудование для ручной и автоматизированной сварки и резки, сварочные материалы и средства защиты. В Центральной Азии ESAB действует с 2007 года, является одной из крупнейших сварочных компаний с широкой сетью дистрибьюторов в Казахстане и Узбекистане.

Подробнее Свернуть
Нашли ошибку? Выделите ее мышкой
и нажмите
Ctrl + Enter
Поделиться:
Вы уже голосовали

Смесительно-зарядные машины: взрыв с доставкой на карьер

20.06.2022

Каждый день во всём мире на разрезах и карьерах идут БВР, и, по оценкам экспертов, именно качество взрыва во многом определяет объём затрат на переработку руды. Абсолютное большинство добывающих предприятий используют эмульсионные ВВ, значит, для ведения горных работ необходимы смесительно-зарядные машины.

Взрыв с доставкой на карьер

Несмотря на то, что сама технология пришла в страны СНГ с других континентов, российские производители СЗМ сегодня сумели занять фактически весь профильный рынок не только родной страны, но и соседнего Казахстана.

Сегодня казахстанские добытчики импортируют весь необходимый объём смесительно-зарядной техники. В стране работают сборочные производства, успешно функционируют компании — поставщики услуг. И парк их оборудования практически полностью состоит из машин, произведённых в России.

Некоторые добывающие компании не обращаются к услугам подрядных организаций и обладают собственным оборудованием для приготовления ВВ. Очень часто эти участники рынка также приобретают СЗМ российских брендов.

Больше иностранцев

Сегодня, по словам опрошенных нами экспертов, на добывающих объектах Казахстана работают и российские, и американские, и австралийские машины.

«Мы стремимся разработать самый надёжный и удобный для пользователя набор доступных цифровых инструментов для буровзрывных работ с простой интеграцией по всей цепочке создания ценности и с предоставлением всей аналитический информации о горном предприятии, что оказывает существенное влияние на наших клиентов», — говорит глобальный руководитель компании Orica по цифровым продуктам Анджело Лабриола. Машины Orica, которая ещё недавно была одним из ключевых поставщиков СЗМ на рынок стран СНГ, сегодня работают в Казахстане.

Тем не менее за последние 5–6 лет российские техника и технологии значительно выросли в качестве, поэтому казахстанские добывающие компании стали активно приобретать продукты из РФ.

«Поскольку большинство горно-добывающих компаний привыкли к стабильно высокому качеству иностранных машин, российский производитель был вынужден пересмотреть свой подход к производственному процессу.

Таким образом, можно сказать, что волна импортозамещения спровоцировала перемены на рынке и становление основных его игроков», — отмечает инженер, менеджер по развитию НАО «НИПИГОРМАШ» Сергей Абрамов.

Смесительно-зарядные машины

СЗМ из России

То есть рынок Казахстана перестроился вслед за рынком России. Почему это произошло? Этот процесс, конечно, последовал за экономическим кризисом. Но в целом в основе выбора и технологии, и техники всегда лежит принцип экономической целесообразности.

Российские машины обходятся заказчику дешевле: разница в цене, говорит технический директор АО «НИТРО СИБИРЬ» Валерий Иоффе, может составлять 15–40%. Чем больше в технике российских комплектующих, тем она оказывается дешевле, и металл имеет существенную долю в калькуляции.

Есть и другая понятная закономерность: чем больший объём производства российский завод локализует на своей площадке, тем больше разница в цене между российской машиной и, например, американской. Взять хотя бы НАО «НИПИГОРМАШ»: это машиностроительный завод, который конкуренты называют «законодателем мод».

Помимо СЗМ, здесь производят и другую горную технику. Речь идёт о предприятии с собственным станочным парком, которое может, в частности, закупать металл по оптовым ценам, а всё это складывается в цену готового изделия. Плюс в России более дешёвая, чем в Америке, рабочая сила.

«На рынке производителей СЗМ сегодня не так много игроков — грубо говоря, можно пересчитать по пальцам одной руки. Рынок весьма узкий, а порог входа, напротив, высокий. Но  это не мешает российским компаниям производить качественные машины, которые ничуть не уступают зарубежным аналогам.

Участие в различных конференциях и выставках позволяет российским производителям быть открытыми на  этом рынке, что говорит о здоровой конкуренции и современном ведении бизнеса», — отмечает руководитель направления специального оборудования ООО «АЗОТТЕХ» Олег Сидоров.

«Российские СЗМ сегодня вполне конкурентоспособны, ведь производители накопили внушительный опыт, знают все особенности эксплуатации машин», — уверен Сергей Абрамов.

Смесительно-зарядные машины

Российские производители СЗМ не скрывают, что технология работы с эмульсионными ВВ пришла из-за границы. И именно зарубежный опыт, зарубежную технику изучали российские заводы, делая свои первые шаги.

Однако современные СЗМ, созданные в России, с трудом можно назвать репликой импортных: производители уже накопили свои «фишки», привнесли массу усовершенствований и изменений в конструкции. Причём у каждого завода они свои собственные.

«Структурно технология изготовления эмульсионных ВВ одинакова во  всём мире. В базовом варианте: в  одной ёмкости эмульсия, в другой  — ГГД, смешиваем, качаем насосами, подаём в скважину. Но система управления, расположение элементов, конструктив — всё это своё у каждого производителя», — уверен Валерий Иоффе.

«Безусловно, российские машины — это российские разработки. Некоторые компоновки машин отечественных производителей не найти у иностранных», — говорит Сергей Абрамов.

Олег Сидоров также не согласен считать российские машины копиями. Он подчёркивает, что, во-первых, они отличаются от  импортных аналогов, во-вторых, отечественная техника разных производителей имеет свои особенности, и в-третьих, модели одного производителя, созданные для разных заказчиков, не идентичны.

«Техника меняется в соответствии с требованиями времени и мест эксплуатации, и даже у российских разработок есть существенные отличия, потому что проектирование и создание СЗМ включает ряд нюансов: это наличие исследовательской базы, укомплектованного производства, квалифицированного персонала и большого опыта не только в области машиностроения, но и в горной промышленности, промышленной химии, а также в области охраны труда и экологической безопасности.

К примеру, машины могут иметь похожий технологический процесс, но в зависимости от производителя будут отличаться по конструкции, комплектации, эффективности и способу обслуживания и эксплуатации.

Максимум, что может совпадать у каждого производителя, — это габаритные размеры техники и разрешённой массы, так как всё ограничено допусками и стандартами колёсного транспортного средства.

Но даже при таких ограниченных условиях изготовители стремятся к  улучшению эргономики и  уменьшению полезной массы конструкции с целью увеличения грузоподъёмности по компонентам взрывчатых веществ», — подчёркивает Олег Сидоров.

Конечно, мы не будем утверждать, что российские СЗМ создают в  родной стране «до болта». Валерий Иоффе не скрывает, что в машинах «НИТРО СИБИРЬ» стоит электроника, разработанная зарубежными поставщиками. Отдельные элементы у иностранных партнёров приобретает и «АЗОТТЕХ».

К слову
В настоящее время АО «НИТРО СИБИРЬ» продолжает сотрудничество с ТОО «Корпорация Казахмыс». В частности, компания планирует испытания универ-сального подземного зарядчика собственного производства. Машина предназначена для заряжания как глубоких скважин, в том числе восходящих, на добычных работах, так и для шпуровой отбойки.

«Российские СЗМ — это, безусловно, результат собственных разработок отечественных инженеров. В комплектации, конечно же, присутствуют импортные компоненты, и этот факт влияет на итоговую стоимость российских машин. Но и при этом приоритет отечественной техники перед импортной по стоимости неоспорим», — убеждён главный конструктор машиностроительного направления ООО «СТМ» Артём Шершнев.

«К сожалению, полностью от иностранных технологий не уйти в части некоторых узлов и агрегатов, аналогов которым на российском рынке нет. Это, например, касается насосного оборудования и систем гидравлики для СЗМ, которые изготавливают сложные рецептуры и могут программно адаптировать их для конкретных условий БВР», — говорит Сергей Абрамов, который, впрочем, отмечает качественные импортные комплектующие в числе преимуществ СЗМ НАО «НИПИГОРМАШ».

Смесительно-зарядные машины

Российские СЗМ в Казахстане

Сегодня российские СЗМ заняли большую долю казахстанского рынка, вытеснив с него первопроходцев: американцев и австралийцев. В свете курса доллара и евро российские машины становятся ещё более популярными.

Так, в 2020 году в цех буровых и  взрывных работ Горно-добычного комплекса АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» (ранее упомянутое нами как АО «ССГПО»), входящего в ERG, поступили 9 новых смесительно-зарядных машин на базе КамАЗ-6520.

Оборудование стоимостью 1,2 млрд приобрели в рамках инвестиционной программы предприятия. Аналогичная техника производства НАО «НИПИГОРМАШ» уже несколько лет плодотворно работает в карьерах предприятия. Спецустройства задействовали в производстве взрывных работ в Сарбайском, Соколовском, Качарском и Куржункульском карьерах.

«Стратегия развития ССГПО предполагает модернизацию и повышение технической готовности для расширения сырьевой базы и дальнейшего увеличения объёмов добываемой руды. Ввод в эксплуатацию современных машин позволил нам обновить морально и физически устаревшее оборудование», — отметил начальник цеха буровзрывных работ АО «ССГПО» Артём Коротыч.

Уже в феврале этого года НАО «НИПИГОРМАШ» поставило смесительно-зарядную машину МЗ-3Б-15Э на шасси КамАЗ-6522 с осушительной установкой «LEGRA» в Карагандинскую область.
Российский производитель СЗМ АО  «НИТРО СИБИРЬ» — ещё один крупный игрок на рынке оборудования для БВР в Казахстане.

«В Казахстане наша компания принимала активное участие в проведении опытно-промышленных испытаний на АО «ССГПО» — крупнейшем предприятии страны по добыче и  обогащению железных руд, входящем в состав Eurasian Resources Group. В рамках данных опытно-промышленных испытаний мы поставляли эмульсионные ВВ марки «Сибирит».

Также мы активно участвовали в  испытании и применении наших технологий на Руднике «Западный» ТОО «Корпорация Казахмыс». На ПО «Жезказганцветмет» мы поставили подземный зарядчик и  специальное эмульсионное ВВ собственной разработки для шпуровой отбойки и показали качественные и  стабильные результаты», — рассказывает руководитель отдела развития БВР АО «НИТРО СИБИРЬ» Пётр Ефремовцев.

Вполне уверенно сегодня на казахстанском рынке чувствует себя и ООО «АЗОТТЕХ».

«Казахстанские недропользователи эксплуатируют машины нашего производства. Плюс к тому у АО «МХК «ЕвроХим» есть филиал в Казахстане, мы сотрудничаем с этой добывающей компанией. Пока мы свою долю рынка оцениваем как начинающие. В планах у нас расширение рынка сбыта»,  — раскрывает карты руководитель направления специального оборудования ООО «АЗОТТЕХ» Олег Сидоров.

Например, в 2020 году СЗМ ТТТ-20 производства «АЗОТТЕХ» отправилась на службу к своему заказчику ТОО «Казфосфат». Поставка состоялась даже в условиях карантина, осуществило её АО «Горные машины».

Смесительно зарядные машины

Не остановились

Текущая геополитическая ситуация отразилась на работе предприятий по  всему миру, сложности коснулись и  производителей СЗМ, и их заказчиков. Поскольку далеко не все жизненно важные органы российских смесительно-зарядных машин производят в России, возникли сложности с поставками, а игроки рынка уже фиксируют определённый дефицит. Но всё-таки и производство, и  поставки продолжаются.

«Мы совсем недавно отгрузили наши СЗМ для заказчика из Караганды. Машины спокойно пересекли границу, и вслед за ними улетели наши наладчики. Есть некоторые сложности при пересечении границы на автомобиле», — рассказывает менеджер по развитию НАО «НИПИГОРМАШ».

Не могло не сказаться текущее положение дел на ценах на промышленные эмульсионные ВВ: подорожали компоненты.

«Дают о себе знать сложности с поставкой импортных комплектующих для СЗМ. Но есть и плюсы для российских производителей: намечается процесс активного импортозамещения. У нас для этого есть большой потенциал. Раньше проще было подобрать высококачественный импортный продукт, а сейчас начнётся поиск и  адаптация лучших решений российского производства. Я думаю, что на это может потребоваться минимум полгода»,  — отмечает Пётр Ефремовцев.

Пётр Ефремовцев, руководитель отдела развития БВР АО «НИТРО СИБИРЬ»

«Выбор СЗМ зачастую связан с конкретным типом применяемых промышленных взрывчатых веществ, что обеспечивает безопасность её эксплуатации. Не последнюю роль при выборе поставщика технологии играет опыт и репутация в данной сфере, адаптированность техники и технологии к сырью и условиям применения, локализация гарантийного и постгарантийного обслуживания, компьютеризация, возможность загружать в память СЗМ паспорт зарядки и вести электронный учёт массы заряда в каждой скважине, варьировать эксплуатационные характеристики ВВ в процессе заряжания скважин, возможность получить от поставщика весь комплекс услуг для ВР/БВР, включая программное обеспечение для расчёта параметров БВР для максимально эффективного применения, например, промышленных эмульсионных ВВ».

Олег Сидоров, руководитель направления специального оборудования ООО «АЗОТТЕХ»
Олег Сидоров, руководитель направления специального оборудования ООО «АЗОТТЕХ»

Олег Сидоров, руководитель направления специального оборудования ООО «АЗОТТЕХ»

«Общий тренд на цифровизацию не обошёл и производителей СЗМ. Горнодобывающие компании стремятся максимально оптимизировать процессы добычи и минимизировать человеческий фактор, поэтому за «умными» СЗМ, безусловно, будущее.

Мы, понимая это, уже несколько лет ведём работу по модернизации и телеметрическому оснащению наших машин. Цена и технические характеристики важны не меньше, но сейчас многие компании смотрят на дальнейшую перспективу работы оборудования и всё чаще делают выбор в пользу качества, а не стоимости».

Сергей Абрамов, инженер, менеджер по развитию НАО «НИПИГОРМАШ»
Сергей Абрамов, инженер, менеджер по развитию НАО «НИПИГОРМАШ»

Сергей Абрамов, инженер, менеджер по развитию НАО «НИПИГОРМАШ»

«Безусловно, СЗМ сегодня развиваются. Эволюция идёт в сторону удобства обслуживания и усовершенствования программного обеспечения. Преимущества имеют компании, в которых есть собственный штат программистов, ПО разрабатывается для конкретного заказчика и рецептуры.

Также всё больше внедряется систем «верхнего уровня», где СЗМ — это часть всей системы с возможностью полного контроля машины во времени и пространстве, в количестве выгруженных в каждую скважину компонентов. Эволюция самого «железа» идёт следом за усовершенствованием рецептур ВВ как одной из основных статей расхода БВР».


Текст: Нина Бойко


Поделиться:
  • Нашли ошибку? Выделите ее мышкой
    и нажмите
    Ctrl + Enter
    Поделиться:
    Вы уже голосовали
    E-Geoprom: оформим лицензии под ключ Богатая минерально-сырьевая база и либеральное...
    Читать материал...
    Другие материалы

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли

  • популярное на сайте
  • Подпишитесь на наш Телеграм-канал Свернуть

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли